Магнитный "биокомпас" помогает птицам не ошибаться при перелетах

Российские и британские биологи выяснили, как "биокомпас" помогает птицам не ошибаться во время перелетов и знать, где они находятся. Для этого ученые проследили за миграциями камышовок и выяснили, что определяют они свое местоположение только лишь по положению северного магнитного полюса и отклонению его положения от географического полюса, сообщает Current Biology.

Наблюдения за птицами заставили ученых задуматься, как птицы могут использовать свое "магнитное" чувство для того, чтобы прилетать точно в ту точку на карте России, откуда они улетели на зимовку в Северную Африку.

Для поиска ответа на этот вопрос биологи поймали нескольких молодых птиц, никогда не совершавших перелет на место зимовья, и несколько взрослых камышовок, и проследили за тем, как будет меняться их поведение в особой клетке, способной имитировать магнитное поле в произвольной точке на поверхности Земли.

В качестве подобной точки ученые избрали шотландский Абердин, расположенный примерно в 1500 километрах от Куршской косы, где находится биостанция "Рыбачий".

Общая интенсивность и наклон поля остались прежними, но север "повернули" на 8,5 градуса. Ориентируясь на него, птицы определили свое местоположение и повели себя так, будто на самом деле оказались за полторы тысячи километров от Прибалтики — на юге Шотландии. Торопясь компенсировать смещение и вернуться на свою обычную трассу миграции, они развернулись на юго-восток.

Так вели себя только взрослые птицы, а молодые камышовки оказывались дезориентированы изменениями магнитного поля. Это очень важное различие, так как оно показывает, что птицы выстраивают у себя в голове магнитную карту Земли, а не имеют ее от рождения.

Ученым впервые удалось доказать, что птицы могут измерять разницу между магнитным и географическим севером и использовать ее для определения своего положения на трассе миграции. Когда птица приближается к точке зимовки или гнездования, она начинает использовать другие ориентиры — запахи, Солнце или звезды — для вычисления точного положения своей цели на карте местности.

Подобным образом могут ориентироваться и другие перелетные птицы и прочие животные, совершающие "межконтинентальные" перелеты и миграции. Изучение механизмов, управляющих работой подобных "биокарт" поможет экологам понять, как можно спасти многие виды живых существ, которым сегодня угрожает вымирание.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что нового жителя обнаружили в Битцевском лесу орнитологи. Во время учета специалисты заметили молодого сирийского дятла.

Орнитологи уверены, появление новичка говорит о расширении ареала сирийских дятлов на север. Вероятнее всего, встреченный экземпляр не просто прилетел в Москву, а уже родился здесь.

Скворцы устроили "авиашоу" в Израиле