Обсерватории НАСА удалось увидеть конец света

Следы чудовищного межгалактического катаклизма удалось обнаружить орбитальной рентгеновской обсерватории НАСА "Чандра". Протянувшаяся на расстояние более 50 тыс. световых лет цепочка источников мощного рентгеновского излучения — черных дыр и нейтронных звезд, — по мнению ученых, представляет собой яркое свидетельство гигантской катастрофы. Это столкновение двух галактик, которое произошло несколько миллиардов лет назад.

Между тем, как отметил один из авторов открытия, сотрудник расположенного в Кембридже (штат Массачусетс) Гарвардско-Смитсоновского астрофизического центра Ларс Хернкуист, нынешнее открытие показывает, что наблюдения в рентгеновском диапазоне могут оказаться наилучшим способом обнаружения и идентификации древних следов слияния галактик. В данном случае речь идет об изучении эллиптической галактики НГС 4261, расположенной на расстоянии примерно 100 млн. световых лет от Земли.

Из изображений, полученных в оптическом и радиодиапазонах, было ясно, что в ядре этой галактики происходит нечто необычное, рассказал еще один участник работ, сотрудник того же центра Андреас Зезас. Однако изучение ее внешних границ преподнесло подлинный сюрприз — десятки черных дыр и нейтронных звезд, выстроившихся в космическом пространстве подобно бусинкам ожерелья.

Необычная структура, по мнению астрофизиков, представляет собой то, что осталось после гибели небольшой галактики, которая была разорвана гравитационно-приливными силами при столкновении с галактикой НГС 4261. По мере того как гибнувшая галактика поглощалась более крупной, образовывались чудовищные потоки газов, которые вели к образованию массивных звезд.

Последние, за несколько миллионов лет своей эволюции превращались в нейтронные звезды или черные дыры. Некоторые из этих сверхкомпактных объектов располагали звездами-спутниками и стали яркими источниками рентгеновского излучения из-за того, что их сверхмощное гравитационное поле вырывает вещество с поверхности звезды-спутницы, которое на огромной скорости падает на их поверхность, генерируя это излучение.

Нынешнее открытие, как считают ученые, способно помочь решить и загадку возникновения эллиптических галактик. Превалирующая сейчас теория предполагает, что они возникали в результате столкновения спиральных галактик. Результаты, полученные с помощью компьютерного моделирования и рентгеновской обсерватории "Чандра", как кажется, подтверждают эту гипотезу. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.