Океан признали палачом жизни на Земле

Случаи массового вымирания живых существ на Земле были обусловлены колебаниями уровня мирового океана. К такому выводу пришёл американский палеонтолог из американского Университета Висконсин-Мэдисон Шенен Петерс.

Его статья, опубликованная в журнале Nature, посвящена новому взгляду на эту проблему. Ранее в числе возможных причин массового исчезновения множества видов живых существ ученые называли последствия падения гигантских метеоритов и частые извержения вулканов, что приводило к похолоданию. Однако подобные события могли объяснить лишь часть из них.

Новое исследование показывает, что именно падения и подъемы уровня мирового океана являются главной причиной периодического массового вымирания. И это происходило в течение последних 500 миллионов лет.

Читайте: Фауна Земли сократилась на четверть.

"Наступления и отход океана оказывали значительное и глубокое влияние на жизнь на Земле. Падения небесных тел в большинстве случаев не связаны со случаями массового исчезновения видов. Существуют также исследования вулканизма, однако некоторые извержения вызывают случаи вымирания, но многие - нет", - говорит Петерс.

Он изучил два главных типа морской среды и соответствующие им типы отложений, один из которых образовался в результате эрозии суши, а другой сформировался из карбоната кальция - остатков моллюсков и других подобных им организмов, сообщает РИА Новости.

"Физические различия между этими двумя типами морской среды имеют важные биологические последствия", - отмечает ученый, указывая на различия в стабильности, температуре, доступности питания и солнечного света в этих типах сред.

По словам Петерса, в течение сотен миллионов лет мировой океан расширялся и отступал в ответ на сдвиги тектонических плит и изменения климата. В истории планеты были периоды, когда громадные просторы континентов затоплялись мелководными морями, что приводило к распространению таких видов, как гигантские акулы и мозазавры.

Новое исследование не исключает других факторов, влияющих на исчезновение видов, в частности, вулканических извержений, падений метеоритов, болезней и конкуренции среди видов. Однако оно выявляет общую причину большинства случаев вымирания, отмечает ученый.