Ученые: Найден ген бессонницы

Наблюдения за поведением нескольких сотен рыб помогли генетикам из Калифорнийского технологического института найти "ген бессонницы", NMu, чрезмерная активность которого приводит к почти полной потере сна. Результаты исследования были опубликованы в журнале Neuron.

Ученые наблюдали за рыбами, в зародыш которых была "встроена" дополнительная хромосома, содержащая в себе дополнительную копию одного из их генов, задействованных в работе их мозга. Она была устроена таким образом, что "включалась" только в том случае, если  рыбу нагревали до 37 градусов Цельсия, что позволило авторам статьи изучить функции каждого из изученных фрагментов ДНК.

Перебрав несколько сотен вариантов таких генов, ученые обнаружили целый ряд участков генома, появление лишних копий которых так или иначе влияло на режим бодрствования и сна у рыб-зебр. Наиболее заметным из них был ген NMu, кодирующий белок нейромедин U, который, как считалось раньше, считался ответственным за аппетит и работу ряда пищеварительных и метаболических систем и процессов.

Появление дополнительной копии этого гена приводило к тому, что в первую ночь после активации хромосомы рыба-зебра вообще не спала, а в последующие дни и ночи испытывала серьезные проблемы с засыпанием и поддержанием нормального распорядка дня. Со временем, рыбы переходили в состояние, напоминающее человеческую бессонницу по своим симптомам.

Напомним, ранее Правда.Ру писала, что недосып и бессонница нарушают работу ряда систем организма человека. Однако не только они меняют основные его жизнеобеспечивающие процессы.

Большую роль для нашего здоровья имеет так называемая "камасутра сна" - правильные позы, в которых лучше отходить на ежедневный покой.

Человеку важно помнить об их значении для хорошего самочувствия, но и анализировать недостатки, которые может дать привычка засыпать в определенном положении, отмечают ученые.

К примеру, сон на спине, хоть и полезен для позвонкового отдела, а также дольше сохраняет молодость кожи и предохраняет ее от ранних морщин, может вызвать затруднения в работе дыхательной системы.

Привычка регулярно спать именно в таком положении со временем осложняет поступление воздуха в дыхательные пути и вызывает храп.

Сон на боку хорош во время беременности, так как избавляет будущих мам не только от нагрузки на спину, но и стабилизирует работу пищеварительной системы, в таком положении исключая спазмы и не провоцируя изжогу.

Однако при стабильном привыкании к такой позе для сна как к единственной затекает ряд мышц, находящихся под боковым давлением, что отрицательно сказывается на нервной системе человека.

Ученые рекомендуют во время лежачего отдыха в любое время суток чаще переворачиваться и искать максимально свободную для себя позицию, а также спать без подушки и на ровной поверхности.

Тайны сна раскрыты?