Внеземные алмазы из Якутии покорят мир

Внеземные алмазы из Якутии покорят мир. 270213.jpeg

Решение о разработке месторождения внеземных алмазов на границе Якутии и Красноярского края не повлияет на алмазный рынок, пишет газета "Взгляд". Как сообщил директор Института геологии и минералогии имени Соболева СО РАН (ИГМ) Николай Похиленко, "они могут сделать революцию в инструментальной, камнерезной, буровой промышленности, но алмазный рынок они перевернуть не могут, потому что они никакого отношения к ювелирным алмазам не имеют".

Залежи сверхтвердых алмазов, импактитов, были обнаружены в Попигайской котловине советской геологической экспедицией еще в середине 1960-х годов. Ученые установили, что месторождение возникло около 35 миллионов лет назад, когда в этом районе упал астероид диаметром около 7 километров. Как пишет "Газета.ру", в те годы началось производство синтетических алмазов, поэтому изучение импактитов прекратили, а данные о месторождении засекретили.

В конце 1970-х годов выяснилось, что абразивная способность попигайских импактных алмазов существенно выше, чем у синтетических и природных. Около трех лет назад российские специалисты совместно с украинскими коллегами провели ряд экспериментов по изучению свойств данных минералов. Выяснилось, что импактиты существенно отличаются от обычных алмазов. Более того, алмазы с такими свойствами до сих пор больше нигде не находили, что позволяет специалистам говорить об их внеземном происхождении. Николай Похиленко пояснил, что этот минерал возник из графита при падении метеорита, когда давление достигало 1,5 млн атмосфер, а температура - около 3 тысяч градусов.

Ожидается, что российские импактиты произведут настоящую революцию в промышленности, передает НТВ. "Из некоторых ниш они могут вытеснить синтетические алмазы, например в ювелирной промышленности, в производстве турбин, точных деталей для самолетов, там, где нужна точная механика, при изготовлении композитных материалов, например, износостойких подшипников скольжения", - уверен академик.

На данный момент найдено два месторождения импактных алмазов - "Ударное" и "Скальное", запасы которых оцениваются в 147 миллиардов карат. Рыночная цена нового материала может составить 2-2,5 доллара за карат.

Директор ИГМ сообщил, что ученые в ближайшее время отправятся в новую экспедицию в Попигайскую котловину для дальнейшего исследования.