403 Forbidden

nginx

Ученые создали универсальный анализ крови на рак

Специалисты из Онкологического центра имени Сидни Киммеля при Больнице Джона Хопкинса (США) представили новый метод диагностики рака, основанный на анализе крови.

Конечно, подобные тесты по крови проводятся уже не первый год, однако новым шагом в работе американских ученых стало то, что они отлавливают крошечные участки ДНК, которые специфичны именно для раковых клеток, что дает возможность отличить ДНК опухолевых клеток от других биомаркеров, которые можно ошибочно принять за признак злокачественного новообразования.

Благодаря предыдущим исследованиям, стала возможна особая точность такой диагностики. В центре внимания ученых были 58 генов, которые, как уже было доказано ранее, связаны с конкретными видами рака. При этом основная сложность состояла в том, чтобы отличить мутации, вызванные раком, от других генетических изменений, которые также присутствуют в крови человека и принадлежат к нормальным унаследованным вариациям ДНК, либо появляются в результате ошибок при делении клеток.

Помимо этого, ученым надо было исключить так называемые зародышевые мутации, которые действительно являются изменениями в ДНК, но происходят в результате обычных изменений в организме и не связаны с онкологическим заболеванием.

Новый тест исследователи разработали уже с учетом всех перечисленных факторов, взяв за основу особый тип геномного секвенирования — "целенаправленной последовательности исправления ошибок". Этот метод основан на глубоком упорядочении: каждая "буква" кода ДНК считывается 30 тысяч раз.

Такая работа, охватывающая более 80 тысяч пар оснований ДНК, потенциально может быть очень дорогостоящей, но, по словам авторов, сегодня технология секвенирования становится все дешевле. Кроме того, дальнейшая работа поможет уменьшить количество фрагментов ДНК, которые необходимо проверить.

В тестировании новой методики в США, Дании и Нидерландах приняли участие 200 пациентов с различными стадиями рака. У них были взяты образцы опухолевых тканей, а также анализы крови. Оказалось, что новая точечная идентификация помогает обнаружить рак лёгких, яичников, молочной железы, а также колоректальный рак (это собирательное понятие для рака различных отделов толстой и прямой кишок) на самых ранних стадиях.

При помощи нового метода эти типы рака выявлялись у пациентов с точностью в среднем 62%, причём на первой или второй стадии развития болезни. При этом точность обнаружения колоректального рака на различных стадиях составила более 80%, рака лёгких — 69%, рака яичников — 75%, а рака молочной железы — 57%.

В то же время, при исследовании образцов крови 44 здоровых пациентов, тест не выявил ни одной мутации, указывающей на онкологическое заболевание.

Результаты, конечно, блестящие, однако новый метод еще должен пройти испытания с участием большего количества пациентов, подчёркивают авторы разработки.

Как рассказывала "Правда.Ру", биомаркер, благодаря которому можно определить на ранних стадиях рак поджелудочной железы, обнаружили американские ученые. На основе клеток пациента, у которого была диагностирована панкреатическая проточная аденокарцинома, ученые создали клеточную линию, а потом перепрограммировали раковые клетки на поздней стадии развития в стволовые.