Земную кору времен "сотворения" планеты обнаружили в Канаде

Следы первичной коры Земли, возникшей 4 миллиарда лет назад, в тот самый момент, когда в газопылевом диске Солнечной системы формировалась наша будущая планета, обнаружены в породах на северо-западе Канады. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Открытие останков первичной коры Земли оказалось непростой задачей для нас. Наша новая методика позволяет находить ее следы в тех слоях пород, которые превратились просто в "древнейшую кору Земли" в результате различных форм геологической активности за то время, которое существует наша планета", - рассказывает Ричард Карлсон (Richard Carlson) из института науки Карнеги в Вашингтоне (США).

О том, когда в недрах Земли запустились тектонические процессы, когда возникли ее первые континенты, и когда наша планета приобрела свой магнитный щит, защищающий жизнь от космических лучей и солнечного ветра, геологи активно дискутируют и сегодня. Но единого мнения на этот счет пока так и не появилось. Хотя и теоретики, и биологи-практики нашли множество доказательств в пользу того, что движение тектонических плит могло быть запущено практически сразу после рождения Земли, так и через почти миллиард лет после ее появления на свет.

Ответ на этот вопрос крайне сложно получить, как рассказывает Карлсон, по той причине, что до настоящего времени ученые считали, что на Земле не осталось никаких следов первичной коры, покрывавшей планету после ее формирования 4,5 миллиарда лет назад. Оказалось, что это не так.

Карлсон и его коллега Джонатан О'Нил (Jonathan O'Neil) из университета Оттавы (Канада) обратили внимание на то, что первичная кора Земли должна была обладать одной необычной чертой, отличавшей ее от всех остальных пород планеты - особым соотношением долей изотопов неодима - неодима-142 и неодима-144.

Неодим-142 накапливался в ранней Солнечной системе в  результате распада самария-146 - крайне нестабильного элемента, все следы которого должны были полностью исчезнуть из пород Земли примерно через 500 миллионов лет после формирования планеты.

Самарий-146, в свою очередь, был распределен по недрам планеты неравномерно, благодаря чему ученые сегодня могут определить, где залегали те или иные породы во времена рождения планеты, сравнивая доли неодима-142 и неодима-144, а также неодима-144 и стабильного самария-147. В целом, чем меньше неодима-142 содержится в породах, тем ближе они находились к поверхности Земли в момент ее формирования.

Руководствуясь этой идеей, ученые проанализировали концентрацию этих изотопов в предполагаемых древнейших, но не первичных породах коры Земли, залегающим на территории Канады, Гренландии, Австралии, ЮАР и ряда других уголков Земли. Оказалось, что именно на северо-западе Канаде, в окрестностях Гудзонского залива, встречаются залежи гранита и других пород, доли неодима в которых соответствуют значениям, характерным для первичной коры планеты.

Изучение образцов этой коры уже дало один крайне интересный результат - ее породы, как отмечают ученые, провели на поверхности Земли примерно 1,5 миллиарда лет, прежде чем они погрузились в недра планеты. Это указывает то, что движение тектонических плит на Земле могло начаться далеко не сразу после образования планеты, как считает сегодня большое количество ученых. Чтобы говорить об этом наверняка, как отмечают Карлсон и О'Нил, нужно больше данных из других уголков Земли.