Обнаружена самая крупная черная дыра

Финские астрономы из обсерватории Туорла обнаружили самую крупную из известных науке черных дыр. Необычный объект располагается в центре квазара OJ 287 в 3,5 млрд. световых лет от Земли и состоит сразу из двух черных дыр, меньшая из которых вращается вокруг большей с периодом в 12 земных лет, сообщает New Scientist.

Вращение и позволило определить массу большей черной дыры. Меньшая дыра, весящая в 100 млн. раз больше Солнца, в процессе движения по орбите дважды пересекает диск из материи вокруг большей черной дыры. Эти прохождения легко детектируются по ярким выбросам излучения. При этом в соответствии с общей теорией относительности Эйнштейна, ее орбита должна прецессировать, и малая дыра должна проходить через диск материи в разных местах. Измеренный на практике угол прецессии орбиты составил 39 градусов.

Проведенные наблюдения позволили исследователям рассчитать скорость прецессии орбиты меньшей черной дыры, что в сочетании с данными о периоде обращения позволило оценить массу большей черной дыры в 18 млрд. масс Солнца. Ранее уже появлялись сообщения об обнаружении черных дыр с массами такого порядка, однако, по словам финских исследователей, до этого массы оценивались по скоростям движения облаков газа рядом с черными дырами. Этот метод менее точен, так как невозможно со стопроцентной вероятностью утверждать, что облака газа движутся по орбите вокруг черных дыр, а не просто находятся поблизости, сообщает сайт Compulenta.ru.