Происхождение ноля: первый символ обнаружен в рукописи III века

Когда впервые ноль стал самостоятельным? Оказывается, символ, который мы сегодня считаем неотъемлемой частью цифрового мира, самостоятельным смог стать, эволюционировав из точек в "Бахшалийской рукописи" — манускрипта, признанного древнейшей индийской рукописью, посвященной математике и состоящей из 70 листов березовой коры.

Нашли рукопись в конце XIX века рядом с деревней Бахшали (сейчас это территория Пакистана), и с 1902 года хранится в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета. В манускрипте ученые впервые наткнулись на символы в виде точек — непосредственные предшественники современной цифры 0.

Долгое время ученые спорили о возрасте документа. Предполагалось, что рукопись была написана между VIII и XII веками нашей эры. Однако ученые из Оксфорда провели первую в истории радиоуглеродную датировку рукописи и выяснили, что она датируется III веком — то есть, на пять столетий старше, чем предполагалось.

Таким образом, точки в Бахшалийской рукописи — первые в истории символы, обозначающие цифру ноль: в индийской математической системе того времени они обозначали порядок величины чисел (десятки, сотни, тысячи).

По мнению ученых, появление ноля, как самостоятельной цифры, был величайшим прорывом в математике того времени. "Теперь мы знаем, что это произошло в III веке, а семя идеи, которая станет столь важной для математического мира, посеяли именно индийские математики", -уверен профессор Оксфордского университета Маркус дю Сотой.

В те древние времена ноль еще не использовался самостоятельно, а был своего рода "заполнителем" для обозначения порядков в системе счисления, например, ноль обозначает отсутствие десяток в 101.