Впервые ученые NASA смогли измерить "бублик" черных дыр

Сверхмассивные дыры в центрах всех галактик окружает бублик из пыли. Как предполагают ученые из NASA, он может быть необычно компактным и горячим.

В статье, опубликованной в журнале MNRAS, сообщается, что самые детальные снимки окрестностей черной дыры, которые только можно подготовить на этих длинах волн, ученые смогли получить при помощи телескопа SOFIA.

Таким образом, исследователи смогли узнать много нового о том, как устроен "бублик" из пыли, окружающий центральную часть ядра нескольких галактик. Об этом рассказала Линдси Фуллер из университета Техаса в Сан-Антонио (США).

Как рассказывает астроном, ее команда пыталась найти ответ на один из "вечных" вопросов астрономии — действительно ли все черные дыры в центрах галактик устроены одинаково.

Предполагается, что в центре каждой галактики обитает сверхмассивная черная дыра, непрерывно поглощающая раскаленный газ и пыль из диска аккреции — кольцеобразного скопления материи, непосредственно окружающей ее.

Часть этого газа и пыли выбрасывается черной дырой в виде джетов, тонких пучков газа, разогнанных почти до скорости света и выделяющих огромные количества энергии в виде света и рентгена.

Теоретические расчеты показывают, что черная дыра и диск аккреции, в свою очередь, должны быть окружены очень плотным и толстым "бубликом" из газа и пыли, который мешает распространению излучения джета и кольца пыли.

Благодаря этому похожие галактики могут выглядеть совершенно по-разному, если мы смотрим на них со стороны или "сверху".

Некоторые астрономы так не считают и предполагают, что различия в облике "тихих" и "ярких" галактик связаны с пока неизвестными нам особенностями в устройстве их ядер.

Исследователи пытались понять, так ли это на самом деле, попытавшись напрямую измерить радиус этого "бублика" для нескольких разных галактик при помощи SOFIA, и сравнивая полученные данные с результатами теоретических расчетов.

Фуллер и ее коллеги участвуют в уникальном проекте НАСА и немецкого космического агентства DLR — единственной в мире летающей обсерватории SOFIA, представляющей собой "Боинг 747" с установленным на нем 2,5 метровым оптическим и инфракрасным телескопом.

Подъем телескопа на высоту в 13 километров позволяет сделать качество получаемой "картинки" близкой к уровню космических обсерваторий.

Кстати, в ближайшее время в космос будет запущен новый телескоп, разработанный китайскими учеными. Его отличительные особенности — большая зона обнаружения и более широкий диапазон энергии и поля зрения.

Задача первого в истории Китая ренгеновского телескопа — поиск и изучение "черных дыр" и нейтронных звезд. Сейчас их исследованием занимаются аппараты и других стран, но китайцы нашли способ усовершенствовать уже известные технологии.

Телескоп получил название Hard X-ray Modulation Telescope (HXMT) и, по словам разработчиков, обладает уникальными возможностями. Он будет работать на широком энергетическом диапазоне 1-250 кэВ и один сможет выполнять задачи, для выполнения которых раньше требовалось несколько спутников.