"Космический мигрант": тайну происхождения Марса пытаются раскрыть ученые

Марс родился где-то далеко от Земли, Меркурия и Венеры, уверены ученые. На это указывает его химический и изотопный состав. Скорее всего, это произошло на месте современного главного пояса астероидов, заявляют астрономы.

В статье, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters, ученые представили свои доводы. Главный вопрос, на который они пытались дать ответ — это объяснение тому факту, что Земля во время своего рождения не успела "съесть" материю, их которой потом появился Марс. По их мнению, в этом части протопланетного диска такое было просто невозможно.

"А это значит, что Красная планета сформировалась на большом расстоянии от Солнца, во внутренней части пояса астероидов. И только потом Марс мигрировал на свою текущую орбиту, теряя энергию на выброс своих старых "соседей" в сторону Юпитера", — рассказывает Рамон Брассер (Ramon Brasser) из Технологического института Токио (Япония).

По мнению ученых, наша Солнечная система начала формироваться примерно 4,6 миллиарда лет назад в результате гравитационного коллапса гигантского межзвездного молекулярного облака. Большая часть вещества пошла на образование звезды — Солнца, а из остального вещества, не попавшего в центр, сформировался вращающийся протопланетный диск, из которого в дальнейшем возникли планеты, их спутники, астероиды и другие малые тела Солнечной системы.

Брассер и его коллеги предполагают, что одним из нескольких космических "мигрантов" мог быть Марс, чье существование достаточно давно является загадкой для астрономов. Все дело в том, что масса Марса слишком большая для того, чтобы он мог сформироваться на таком близком расстоянии от Земли фактически в первые дни существования Солнечной системы. На это просто был не хватило необходимых "стройматериалов".

Кроме того, Марс не похож на Венеру, Землю и Луну по своему изотопному составу — его материя гораздо больше похожа на первичный материал Солнечной системы, чем недра нашей планеты или ее спутника.

Команда Брасса попыталась найти источник материи, из которой был "слеплен" Марс, если он родился не во внутренней части протопланетного диска, вместе с Землей и ее "соседками", а в каком-то другом месте.

Используя имеющиеся данные, астрономы попытались определить положение "новорожденного" Марса на карте Солнечной системы, используя компьютерную модель ее эволюции. Как показали эти расчеты, красная планета родилась не на своей текущей орбите, а там, где предположительно должна была существовать мифическая планета Фаэтон.

Она, как считали астрономы 18 и 19 века, существовала между современными орбитами Марса и Юпитера и была разрушена в далеком прошлом, превратившись в современный главный пояс астероидов.

Однако Брассер и его коллеги уверены: планета не разрушилась, а просто "сбежала".

Как только появятся новые данные по химическому составу самых древних материй Марса, ученые проверят свою  гипотезу. Помочь в этом может и более детальные модели Солнечной системы, где распределение разных типов первичной материи — энстатитовых и обыкновенных хондритов — было бы совершенно иным.

Напомним, у других ученых есть совершенно иная версия: Марс — это "недоразвитая" планета, иначе говоря — "эмбрион", который остановился в своем развитии десятки миллионов лет назад, в то время как его собратья смогли вырасти и стать "полноценными" планетами.

Как рассказывала "Правда.Ру", есть мнение, что жизнь на Марсе когда-то была, но исчезла после глобальной катастрофы. Причиной "опустошения" Красной планеты и уничтожения всего живущего на ней стало извержение вулканов. На Марсе находится самый огромный вулкан во всей Солнечной системе — Олимп.