Ученые разгадали блокирующий эффект плазмы спящих медведей

Биологи из барселонского университета выяснили, почему медведи во время спячки не теряют мышечную массу. Это открытие поможет послужить созданию новых лекарств для больных раком и СПИДом.

Ученые обнаружили, что медведи обладают способностью выделять вещество - мощный ингибитор, препятствующий распаду белка. В статье, опубликованной в журнале Clinical Nutrition, исследователи заявили, что установили физиологические причины того, что медведи во время спячки не теряют мышечную ткань, что обычно происходит при голодании и обездвиженности.

Исследователи поставили эксперимент, в котором изучали реакцию мышечных клеток лабораторных крыс на введение плазмы крови, взятой у медведей (обитающих в Пиренеях Ursus arctos) в период спячки. Как выяснилось, плазма "спящих" медведей на 40% замедляла процесс распада белка мышечных клеток крыс. "Это показывает, что в плазме спящих медведей содержится фактор, который регулирует распад белков, блокируя этот процесс в организме", - сказал руководитель исследования профессор Хосеп Архилес.

Известно, что во время спячки медведи могут месяцами обходиться без еды и питья, уровень обмена веществ у них снижается. Однако они могут поддерживать на нужном уровне температуру тела. Разрушение мышечной ткани (кахексия) - признак очень тяжелого нарушения обмена веществ, у человека связано с тяжелейшими заболеваниями (рак и СПИД) или же с длительным периодом недоедания, голода, обездвиженности. Однако механизм разрушения белков мышечной ткани остается мало изученным, отмечает РИА Новости.

"По сравнению с нашими знаниями о синтезе белков, мы знаем очень мало о процессе их разрушения, особенно его регуляции. Этот возможный блокирующий эффект плазмы спящих медведей, который может регулировать протеолиз (распад белка) естественным путем, может дать ряд средств для лечения", - отмечает Архилес.