Российские ученые раскрыли механизм "инфаркта" почек у пожилых людей

Потеря клеток почек пожилых людей способности очищать себя от поврежденных "энергостанций" нередко приводит к почечному инфаркту. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports. российскими учеными из МГУ им.Михаила Ломоносова.

Это помогло получить ответы на несколько вопросов: почему у пожилых людей столь часты случаи тяжелого повреждения почек, а  большинство современных способов лечения оказываются бессильны для таких пациентов.

"Наши данные указывают, в каком направлении должны проводиться разработки лекарственных препаратов, которые смогут вернуть старой почке способность противостоять ишемии и увеличат ее адаптационные резервы", - заявил Егор Плотников из МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ключевую роль в процессе старения играют митохондрии, "энергетические станции" клеток, обладающие собственной ДНК. Когда они плохо справляются со своими функциями, в клетках возникает хронический недостаток "энерговалюты", молекул АТФ, из-за чего возникают такие старческие заболевания, как болезнь Альцгеймера и диабет.

Профессор Плотников и его коллеги выяснили, как процесс старения митохондрий замешан в развитии почечной недостаточностиу пожилых людей, наблюдая за тем, что происходило в почках молодых и престарелых крыс, чье кровоснабжение периодически нарушали искусственным путем.

Как выяснили ученые, подобные "инфаркты" не всегда приводят к отказу почек - в некоторых случаях органы удавалось вернуть к жизни, если первые периоды нарушения кровотока были кратковременными. Что интересно, подобная "тренировка" почек перед наступлением настоящих и более продолжительных проблем с кровоснабжением помогала только молодым, но не пожилым особям. Это заставило Плотникова и его коллег изучить различия между "молодыми и "пожилыми" почками на клеточном уровне.

Как оказалось, почки пожилых крыс погибали из-за того, что в их клетках переставали работать системы самоочистки, уничтожающие поврежденные митохондрии, своеобразные энергостанции клетки. Митохондрии преобразуют питательные вещества в клеточную "энерговалюту" АТФ и удаляют токсины, и их повреждение приводит к массовой гибели клеток при недостатке кислорода или пищи.

"У всех клеток есть механизмы "контроля качества", которые удаляют поврежденные компоненты клетки, в нашем случае - поврежденные митохондрии, и осуществляют постоянное самообновление системы. Однако в старой почке эти механизмы нарушены, и тренировка почки перестает работать", - продолжает Плотников.

Чтобы помочь пожилым людям бороться с этим недугом, необходимо разработать  методику восстановления этих систем "клеточной самоочистки". Только в этом случае с почечной недостаточностью можно будет бороться, используя те же методы, которые работают для молодежи.