Самую темную планеты Галактики обнаружили ученые

Всего 0,6% падающего света отражает самая темная планета Галактики, которую открыли британские и канадские астрономы. Находится она в созвездии Возничего.

В статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters, астроном из университета Макгилла в Монреале (Канада) Тейлор Белл рассказал, что такой уровень альбедо (отражательной способности — ред.) говорит о том, что обнаруженная планета "чернее нового асфальта".

"Это открытие говорит о том, что нам еще предстоит многое узнать о WASP-12b и других похожих на нее экзопланетах", — сказал ученый.

Тысячи планет были открыты астрономами за пределами Солнечной системы в последние десять лет. Некоторые из них очень напоминают Землю своими размерами, а другие — похожи на маленькие копии Юпитера. Сейчас ученые пытаются выяснить, возможна ли на этих планетах жизнь.

Самые большие успехи у ученых — в изучении "горячих юпитеров", раскаленная атмосфера которых похожа на газовые оболочки Юпитера и Сатурна. В их небесах астрономы открыли экзотические стеклянные и свинцовые облака и дожди из драгоценных камней.

Некоторые "горячие юпитеры", как рассказывает Белл, были бы почти невидимыми для глаза человека благодаря тому, что их атмосфера заполнена огромным количеством ионов щелочных металлов и других элементов, поглощающих видимый свет и преобразующих его в тепло и другие формы излучения.

"Двойник" юпитера WASP-12b, расположенный в созвездии Возничего на расстоянии в примерно 1400 световых лет от Земли оказался самым необычным из них.

Открыли планету в 2008 году. С тех пор она постоянно привлекала внимание ученых — коротких "годом", который равен одному земному дню и необычным химическим составом.

За минувшие 10 лет ученые выяснили, что звезда WASP-12 "растянула" свою спутницу, заставив планету превратиться в своеобразное "яйцо", и постепенно "сдувает" ее атмосферу, разогрев ее до 2500 градусов Цельсия. Это мешало ученым измерить то, как много света и тепла отражает поверхность этого газового гиганта.

В октябре прошлого года в этой звездной системе произошло полное "планетное затмение" — газовый гигант полностью скрылся за диском желтого карлика, вокруг которого он вращается, благодаря чему ученые смогли измерить альбедо планеты, сравнивая силу свечения звезды до и после начала затмения.

Результат удивил ученых: замеры показали, что сила свечения WASP-12 фактически не изменилась во время затмения. Так стало понятно, что "горячий юпитер" совершенно черный. Правда. объяснить этот факт астрономы пока не могут: ведь облака из щелочных металлов на ней не формируются из-за сверхвысоких температур в верхних слоях атмосферы.

Только тогда, когда ученые смогут узнать состав планеты, станет более понятно, где же проходит граница между планетами, коричневыми карликами и звездами.