При аварийной посадке "Союза" в 1975 году космонавты дважды могли умереть

Нештатная ситуация, случившаяся утром 11 октября на стартовой площадке космодрома Байконур, к сожалению, не единственная авария в истории отечественной космонавтики.

Едва не закончилась трагедией экспедиция корабля "Союз 18/1". Тогда по причине отказа третьей стартовой ступени миссия по доставке экипажа на станцию "Салют-4" окончилась в аварийном режиме. Корабль вынужденно совершил полет по суборбитальной траектории. По возвращению на Землю советские космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров испытали критическую перегрузку в 21,3 g (по некоторым данным 26 g), был момент временной остановки сердца, но, к счастью спускаемая капсула все-таки доставили их на Землю живыми.

"Это произошло 5 апреля 1975 года. После запуска первые две ступени ракеты-носителя отработали штатно, но двигатели третьей ступени, которая должна была обеспечить набор третьей космической скорости — около 8 километров в секунду, не запустились. Тогда впервые в истории космонавтики сработала система аварийного спасения экипажа — САС. Был сброшен головной обтекатель, произошло разделение отсеков корабля, и спускаемый аппарат начал аварийный спуск на Землю с высоты примерно 170 километров", — писал в своей книге "Дорогами испытаний" дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов.

По его мнению, авария ракеты на такой высоте приводит тяжелому спуску со смертельно опасной для человека перегрузкой в 19 и более g. Это означает, что вес тела космонавта увеличивается в 19 раз.

Подобные значения перегрузки вызваны тем, что космический корабль, набрав лишь половину от заданной скорости, начинает на большой скорости падать по очень крутой баллистической траектории, буквально "зарываясь" в атмосферу. Для снижения вероятности критической перегрузки конструкторы предусмотрели специальный режим, получивший название Kmax, при нем двигатели ориентации спускаемого аппарата должны удерживать его в наиболее выгодном баллистическом положении и тем самым снижать перегрузку примерно на 2 g.

"Но, как это бывает в реальных условиях, автоматика сработала в прямо противоположном режиме: вместо снижения перегрузки она выросла на 2 g, и космонавты получили при спуске перегрузку в 21,3 g. Это пиковое значение, что, вероятно, и помогло экипажу выжить в этих невероятных условиях", — констатирует Аксенов.

Например, при отборе кандидатов в отряд космонавтов во время вращения на центрифуге разрешена максимальная 20-секундная перегрузка в 10 g. У Лазарева и Макарова перегрузка была вдвое больше тренировочной и вызвала кратковременную остановку работы сердца и непродолжительную потерю зрения.

Спускаемая капсула "Союза 18-1", или как еще называют, "Союза 18А", приземлилась к юго-западу от Горно-Алтайска, всего в 900 км от границы с Китаем, в труднодоступной заснеженной местности на высоте около 1200 метров на обрывистом склоне горы под названием Теремок-3, зацепившись одной стренгой парашюта за большое дерево в двух метрах от пропасти. Судьба словно испытывала космонавтов, но позволила им второй раз избежать смерти уже от падения в горную пропасть.

Лазарев и Макаров сумели самостоятельно эвакуироваться из спускаемой капсулы, сняли скафандры, переоделись в теплозащитные костюмы ТЗК-10, а на отколовшемся от аппарата куске теплозащиты разожгли костер. На следующий день их обнаружили спасатели, которые также подвергали свои жизни опасности из-за труднодоступного месторасположения приземлившегося спускаемого аппарата.

Ранее "Правда.Ру" сообщала об аварии с кораблем "Союз МС-10".

Фото: spacefacts.de

Читайте также:

Советский космос: Тихие жертвы

Смерть в космосе - навстречу юбилею

Жить в космосе можно лишь полторы минуты