Сибирские археологи впервые нашли окаменелое яйцо динозавра

На территории Кемеровской области ученые из Палеонтологического института РАН и трех российских вузов нашли окаменевшее яйцо динозавра времен мелового периода. Это первая подобная находка в России.

В статье, публикованной в журнале Historical Biology, говорится о том, что такая находка сделанная у деревни Шестаково — важное историческое открытие.

"Скорее всего, это яйцо было отложено небольшим хищным динозавром, троодоном, или же каким-то видом примитивных птиц", — пишут в материале Павел Скучас из Санкт-Петербургского государственного университета и его коллеги.

До недавнего времени ученым были известны лишь единичные примеры окаменелых яиц динозавров и фрагменты их скорлупок, однако в последние два десятилетия картина радикально поменялась — сейчас ученым известны сотни окаменелых яиц динозавров самых разных видов.

Сразу несколько "кладбищ яиц" нашли в последние годы палеонтологи на севере Китая и в пустыне Гоби. Десятки яиц крупнейших динозавров Земли были обнаружили в Аргентине. Таким образом стало понятно, что некоторые динозавры были теплокровными существами, высиживающими яйца примерно так же, как это делают современные птицы.

Однако в России за все время была сделана только одна находка — в 2009 году на территории Чукотки найдены фрагменты окаменелого яйца в породах, сформировавшихся незадолго до вымирания динозавров.

Скучас и его коллеги открыли первые фрагменты "российского" яйца динозавров, живших на территории нашей страны в начале мелового периода, проводя раскопки в окрестностях деревни Шестаково на юге Кемеровской области. Эта деревня и ее окрестности достаточно давно считаются "столицей" динозавров Сибири, так как ученые регулярно находят здесь останки крупных и малых древних ящеров, а также других животных мезозойской эры начиная с середины 1950 годов.

Находка российских ученых очень похожа по своему устройству на окаменелые яйца, найденные в соседней Монголии, и принадлежит хищному пернатому ящеру или протоптице.

К слову, недавно японские ученые пришли к выводу, что если бы огромный астероид, упавший на Землю около 66 миллионов лет назад, в конце мелового периода, упал в каком-нибудь другом районе земли, а не на полуостров Юкатан, то и динозавры сегодня могли бы жить где-нибудь рядом с нами.

Как выясняется, динозаврам просто не повезло, что астероид диаметром в 9 километров, врезался в горные породы Юкатана, где слишком высока концентрация углеводородов.

Но случилось то, что случилось, и в атмосферу были выброшены большие объемы сажи и сульфатных аэрозолей. Это стало причиной глобального похолодания и засухи, что повлекло за собой вымирание древних рептилий.