Три шага до "закрытия" Рунета

Решением Мирового суда Мещанского района Москвы мессенджер Telegram был оштрафован на 800 тысяч рублей за отказ предоставить ФСБ информацию для декодирования сообщений.

На этом фоне снова пошли слухи о возможной блокировке этого детища Павла Дурова. Например, "Политонлайн" приводит мнения экспертов, которые не только допускают возможность такого развития событий, но и подробно объясняют, каким способом она может быть реализована.

Впрочем, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков уже призвал журналистов не драматизировать ситуацию и не считать наложенный на администрацию Telegram штраф первым шагом к блокировке мессенджера.

Сам Павел Дуров разместил в соцсети сообщение о штрафе с пояснением о том, что требование ФСБ о раскрытии тайны переписки пользователей противоречит российской конституции, и предложил желающим заняться этим делом юристам связаться с ним для обсуждения дальнейших действий.

"Правда.Ру" попросила президента компании "Интернет и право", профессора, доктора юридических наук Антона Серго поделиться своим видением будущего "Телеграма" и Рунета в целом.

— Основатель мессенджера Павел Дуров заявил, что ФСБ составила на Telegram протокол о нарушении "закона Яровой". Считаете ли вы, что речь действительно идет о серьезном правонарушении? Ведь помимо Telegram есть и другие мессенджеры, которые не делятся данными своих клиентов (например, Signal).

— Закон для всех, но иногда может применяться избирательно. Потом, как известно, строгость закона в нашей стране компенсируется необязательностью применения. Telegram сам по себе интересен как мессенджер с точки зрения его использования сообществом. С другой стороны, для наших правоохранительных органов Дуров в некотором роде выполняет функцию красной тряпки, которая раздражает.

Административное взыскание было наложено на Telegram в связи с отказом предоставить информацию для декодирования нескольких абонентов. Причем есть заявление Дурова о том, что технология работы Telegram такова, что они в принципе не имеют возможности эти сообщения декодировать, потому что там идут несколько другие принципы шифрования информации. Наверное, это тоже стоит проверить, потому что в данном случае требование предоставить то, чего нет, достаточно спорное юридически.

А с другой стороны, нормативные акты последнего года-полутора, которые у нас принимаются (это касается и антипиратского законодательства, и закона Яровой, и много другого), огорчают специалистов тем, что принимаются порой с отсутствием понимания о том, как работают технические системы того же интернета. Не зная, как это работает, наши правоохранительные органы пытаются бороться с "ветряными мельницами", и потому появляются либо неожиданные, либо совершенно глупые инициативы.

— Можно ли говорить о расширении правового поля на ВСЕ базы данных поголовно всех мессенджеров? То есть стоит ли ждать теперь утверждения новых норм, согласно которым специалисты интернета будут самостоятельно уведомлять ФСБ о новых сервисах и передавать все данные силовикам не по их запросу, а в автоматическом режиме?

— Теоретически понятно, что силовики будут этому рады, с одной стороны, а, с другой стороны, возникает вопрос такого момента: может ли разрабатываемый продукт считаться полноценным мессенджером, чтобы информацию о нем уже было бы пора передавать силовикам.

— Возможно ли в дальнейшем, в целях безопасности закрытие поля российского интернета на подобие Китая? То есть запрет для российских граждан на свободное пользование зарубежными интернет-ресурсами?

— Я еще лет 12-13 назад говорил, что это абсолютно реально, и описывал, как это технически можно сделать. Имеется в виду, что у нас есть своя доменная зона — это первый этап. Второй этап — мы обязаны всю российскую информацию хранить только на территории России. И третий этап — выход в иностранный интернет возможен, но только по паспорту. И мы получим свой аналог китайского управляемого интернета. Я боюсь, что мы к этому в какой-то момент придем.

Беседовала Лада КОРОТУН

Обсудить