Остров Пасхи: Раскрыта тайна происхождения цивилизации

"Воскресить" и расшифровать ДНК древних жителей острова Пасхи впервые удалось палеогенетикам. Это открытие дало ученым из университета Калифорнии в Санта-Крузе (США) возможность сделать вывод, что население острова было сородичами полинезийцев.

Однако до первого появления на этом загадочном острове европейцев, его жители никогда не контактировали с другими группами людей, пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Current Biology. По их словам, никаких следов, подтверждающих контакты жителей острова Пасхи и индейцев Южной Америки найдено не было. Однако намеков на такие контакты найдено немало.

На полном загадок острове Пасхи примерно два тысячелетия назад существовала причудливая цивилизация полинезийцев. После себя они оставили многочисленные следы в виде гигантских истуканов-моаи. Вероятнее всего, истуканы — это обожествленные фигуры предков и родичей древних жителей острова. Исчезла эта цивилизация еще до прибытия первых колонизаторов. Причины, как предполагают ученые, две: истощение ресурсов в результате хищнического истребления лесов и животных полинезийцами, и связанная с этим война между разными племенами аборигенов.

Закончились эти войны тем, что культура моаи почти исчезла, а ее место заняла более примитивная культура "птицечеловеков". Из-за уничтожения в 19 веке остатков былой цивилизации до сих никто так и не смог расшифровать уникальную систему письменности древних жителей острова.

Но самые загадочное — это происхождение жителей: отсутствие "чистых" линий островитян не позволяло генетикам и историкам понять, являются ли обитатели острова чистокровными полинезийцами, мигрировавшими на "Рапа'нуи" cо стороны Австралии и Новой Гвинеи, или же они являются потомками смешанных браков древних индейцев и мигрантов из Океании.

Большинство ученых поддерживают вторую теорию. А в целом среди исследователей не прекращались ожесточенные споры на эту тему.

Получается, что генетики из университета Калифорнии эти споры смогли разрешить при помощи полученного из костей пяти древних жителей острова ДНК. Трое из них, как отмечают ученые, жили до пришествия европейцев на остров Пасхи, в 1445–1624 годах нашей эры, а двое других — незадолго до или уже во времена владычества рабовладельцев, в начале 19 и 20 веков.

Восстановив и сравнив их ДНК, генетики надеялись понять, какая из двух гипотез верна, и найти, если это возможно, родину цивилизации острова Пасхи. Конечно, задача была непростой, рассказывает один из американских исследователей, Ларс Ферен-Шмитц.

Тем не менее, ему и его коллегам удалось восстановить полную версию митохондриальной ДНК у всех этих людей и получить некоторую информацию по 30 тысячам мутаций в остальной части их генома, чего хватило для поиска их генетических корней. Выводы их были однозначны: жители острова Пасхи жили в изоляции несколько тысяч лет после своего прибытия на эту землю, и не контактировали с индейцами или другими народами планеты до начала 18 века, когда остров был открыт мореплавателями из Европы.

На вопрос о том, где искать родину загадочных людей с острова Пасхи однозначного ответа сегодня нет. Ферен-Шмитц и его коллеги очень надеются, что детальное изучение генома жителей южной части Полинезии поможет найти ответ на этот вопрос.