"Сердце Франкенштейна" удалось собрать биологам

Соединить друг с другом кусочки сердечной ткани разного происхождения, заставив их биться в унисон друг с другом, смогли биологи из МФТИ и университета Бонна.

О результатах исследований биологов рассказывается в статье, опубликованной в журнале Biomaterials Science.

Профессор МФТИ Константин Агладзе заявляет, что ученые подошли к тому, чтобы выращивать такие заплатки на сердце.

Клетки уникального органа — сердца человека и животного — могут одновременно спонтанно вырабатывать электрические импульсы и сокращаться. При этом им не надо постоянно получать "команды" из спинного или головного мозга.

Большинство клеток сердца соединено друг с другом особыми белковыми "проводами", которые помогают им синхронизировать свою работу и правильно перекачивать кровь через предсердия и желудочки.

Сегодня сердце пересаживается только целиком. Пока ученые не могут, к примеру, заменить омертвевшие участки сердечной мышцы, погибшие в результате инфаркта миокарда.

Однако, как выяснили российские ученые и их немецкие коллеги, вполне возможно заменить участки мышцы сердца выращенными фрагментами сердечной ткани или культурами стволовых клеток. Ученые создали своего рода "сердце Франкенштейна" при помощи кусочков сердечной ткани двух разных видов грызунов.

перед этим необходимый материал был выращен в специальной среде и емкости, которая была похожа по своей форме на своеобразную гантель, в половинках которой выращивались клетки крыс и мышей, а через ее "ручку" они могли контактировать друг с другом на электрическом уровне.

В емкость ученые добавили специальный краситель, светившийся тогда, когда клетки получали или вырабатывали электрический сигнал и передавали его соседним мышечным волокнам.

Оказалось, что отдельные культуры клеток оказались вполне способными связываться между собой даже тогда, когда они в прошлом принадлежали разным животным или даже представителям разных видов грызунов.

Благодаря своим экспериментам ученые пришли к выводу, что "заплатки" из сердечной ткани действительно можно использовать для борьбы с последствиями ишемии, инфарктов и других перебоев в работе сердца.

Однако пока такие эксперименты на человеке проводить нельзя. Нередко, при переходе из "заплатки" в остальную часть сердечной мышцы и назад, фиксировалось странное затухание сигнала. Человеку это может грозить аритмией.