Физики Израиля прочли древнюю библейскую рукопись

Незамеченную ранее часть обнаружили на одной из самых древних библейских рукописей исследователи. Израильские физики уже расшифровали ее.

Древний документ, который был составлен примерно в 650 году до н. э., относят ко времени Первого храма. Его обнаружили около 50 лет назад в древней крепости Тель-Арад на юге Израиля, но одна часть с едва заметным текстом долго оставалась незамеченной. Разглядеть текст, нанесенный на оборотную часть рукописи, позволила мультиспектральная система фотосъемки. Исследователям открылись три новых строки послания.

Сама рукопись выполнена не на бумаге, а на табличке из глины. Проблема в том, что текст с них при неправильном хранении исчезает очень быстро. На сегодняшний день ученые смогли понять из текста, что в нем говорится о неких финансовых транзакциях и торговле вином, мукой и маслом.

В прошлом году о готовности разобрать любой древний текст заявили питерские математики. Они разработали специальную программу, которая позволяет подробно исследовать тексты на любых языках, включая даже самые редкие и древние. В частности, она способна более-менее точно ответить на вопрос об авторстве любой рукописи, определить, один у нее автор или несколько. Новая методика уже позволила установить, что двухтомник "Аль-Хитат", представляющий собой топографическое описание Египта, это вовсе не копия, как считалось ранее, а оригинальный текст, написанный в XV веке историком Такиюддином аль-Макризи (1344-1442).