Перед слиянием галактик черные дыры прячутся в "шубы" из пыли

Растущие в невероятной скоростью сверхмассивные черные дыры в момент слияния галактик, в центре которых они находятся, "заворачиваются" в плотный и толстый кокон из пыли. Сквозь такую космическую "шубу" не проникают ни мощные выбросы света, ни частицы высокой энергии. И чем ближе слияние галактик, тем толще этот кокон.

Об этом в своей статье в журнале MNRAS рассказывает Клаудио Риччи (Claudio Ricci) из Католического университета Чили в Сантьяго. Наблюдая за этими процессами, ученые еще ближе подошли к раскрытию загадки того, как влияют друг на друга галактики и черные дыры

По крайней мере одна сверхмассивная черная дыра есть в центре почти всех галактик. Однако как они образовались, ученые пока не знают. Зато строномы могут установить типичную массу такиз черных дыр — в диапазоне от миллиона до нескольких миллиардов масс Солнца.

За такими объектами ученые наблюдают уже несколько десятилетий, но толстая "шуба" под которой в самые интересные моменты скрываются черные дыры, мешали исследователям. Как появляется и куда исчезает кокон — ученые точно не знают, но предполагают, что пыль и газ из подобного "кокона" является основным источником пищи для черных дыр, помогающим им расти очень быстро. Откуда же берется эта пыль? Ответа на этот вопрос у ученых нет.

Проблема заключается в том, что пыль, звезды и другие объекты могут находиться на орбите черной дыры очень продолжительное время, не падая в нее, что должно ограничивать ее аппетиты и скорость роста. Тем не менее, многие черные дыры в центрах галактик, судя по яркости их выбросов, растут с очень высокой скоростью, каким то образом поглощая эту пыль. Возникает вопрос — что может толкать эту пыль в сторону черной дыры?

Первый шаг к разгадке, наблюдая сливающиеся галактики при помощи орбитального телескопа NuSTAR, и сделали Риччи и его коллеги Во время наблюдения ученые заметили, что чем ближе были галактики к полному слиянию, тем больше пыли присутствовало в окрестностях черной дыры. Во многих случаях пыли и газа было так много, что выбросы черных дыр оказывались полностью закрытыми для нас, и были видны только в жесткой части рентгеновского спектра, в которой пыль является "прозрачной".

Вполне возможно считают ученые, что формирование подобных пылевых коконов вокруг сливающихся черных дыр было связано с тем, что их гравитационные взаимодействия"тормозят" пыль и заставляют ее "падать" в сторону центра будущей единой галактики. В это время, как считают Риччи и его коллеги, черные дыры могут набирать большую часть своей массы.

Сегодня популярна теория о том, что сливающиеся черные дыры окружает толстый газо-пылевой "бублик". А открытие ученых из Чили противоречит устоявшимся взглядам на процессы. Возможно, скоро астрофизики будут вынуждены пересмотреть привычные теории эволюции галактик.

А не так давно ученые в нашей галактике Млечный путь нашли черную дыру, которая в 7,5 тысяч раз тяжелее Солнца. Она находится в созвездии Стрельца, прямо посреди Млечного пути. От Земли черная дыра удалена на 26 тысяч световых лет.

Ученые считают свою находку средним звеном в эволюции черных дыр. Ее нашли в шаровом скоплении NGC 6624. Размер этой дыры составляет несколько световых лет. А вес в тысячи раз превышает размер главного светила.