Астрономы разглядели обратную сторону Галактики

Астрономы из Радиоастрономического института Макса Планка впервые за всю историю науки получили сигнал из невидимой части Галактики. Мы видим Галактику с ребра, и легко представить, что противоположная сторона ее экранирована от нас ее ярким и плотным ядром, пишет журнал Science.

Наша галактика Млечный Путь уплощена в диск диаметром порядка 100 тыс. световых лет и толщиной около тысячи. Центральное утолщение — балдж — примерно втрое толще, здесь находится активное ядро. Предполагается, что там, среди плотной, активно излучающей массы звезд, газа и пыли скрывается сверхмассивная черная дыра массой до 10 тыс. солнечных. От него к периферии расходятся спиральные рукава, на периферии одного из них мы и живем.

Облака молекулярного газа, раскаленные близостью горячих звезд, могут создавать узкие и мощные радиоволновые джеты, которым иногда удается "пробиться" сквозь плотный туман центра Галактики. Их наблюдения и позволили астрономам рассмотреть противоположную сторону Млечного Пути — дальний конец рукава Центавра. Считается, что вместе с противолежащим ему крупным рукавом Персея он образует пару основных рукавов Галактики, начинающихся прямо от ее центрального бара. Солнце находится во второстепенном рукаве Ориона близ Персея, напротив рукава Центавра.

Для локализации источников радиоволновых джетов в дальней стороне Галактики ученые использовали параллакс, разницу в видимом положении при наблюдении с двух разных точек. Подобно тому как палец вытянутой руки "смещается", если смотреть на него то правым, то левым глазом, так и далекие астрономические источники выглядят чуть иначе по мере движения Земли по орбите вокруг Солнца. Поэтому наблюдения проводились в течение года, и величина смещения сигналов позволила вычислить положение их источника.

Это смещение составило всего 50 угловых секунд: "меньше, чем отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, если смотреть на него с Земли". Однако с учетом огромных расстояний оно соответствовало 65 тыс. световых лет, указав на расположенный там, с "невидимой" стороны Млечного Пути, источник радиосигнала. И это лишь первая ласточка: освоив новый метод, ученые собираются составить первую, пока еще приблизительную, карту дальней стороны Галактики. По их оценкам, на эту работу потребуется не больше 10 лет.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что европейские ученые объявили о первом совместном обнаружении гравитационных волн — возмущений пространства-времени.

Сотрудники обсерватории Advanced LIGO (Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory) и Virgo Исследование опубликовали результаты своих иссследований в Physical Review Letters.

Непознанная вселенная: ученые открыли новую галактику

Участницу коррупционного скандала пятилетней давности и бывшую главу департамента имущественных отношений Минобороны Евгению Васильеву засняли на распродаже в торговом центре "Атриум" в Москве.

Васильеву сняли в торговом центре на распродаже

Собирающаяся баллотироваться в президенты РФ телеведущая поразила публику песней фривольного содержания, упомянув скромный размер своего бюста и ненакачанные ягодичные мышцы.