Кошатники под угрозой: паразиты кошек вызывают у человека рак

Кошачий паразит токсоплазма, в случае заражения им человека, может спровоцировать эпилепсию, болезнь Альцгеймера и Паркинсона, а также некоторые виды рака. К такому выводу в ходе исследований пришли ученые из университета Чикаго (США).

В статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, говорится о том, что развитие этих болезней может затрагивает множество разных факторов. Одним из них является сам паразит и те гены, которые он активирует в зараженном мозге, защищая себя от внимания иммунной системы.

Другими факторами риска могут выступать беременность, стресс, иные инфекции и плохая микрофлора. Если часть этих факторов совпадает, то может возникнуть одна из болезней мозга.

Внутриклеточный паразит токсоплазма, обычно обитает в кишечнике домашних кошек. Согласно оценкам американской CDC, сегодня им заражены свыше 60 миллионов жителей США. Это и заставило ученых обратить на него внимание.

Выяснилось, что паразит может менять поведение хозяина, вызывая необратимые изменения в работе мозга. Она делает мышей и шимпанзе бесстрашными при виде и запахе кошек и леопардов. Люди, зараженные токсоплазмой, становятся склонными к суициду и нерациональным поступкам, а также необъяснимым приступам ярости.

У беременной женщины токсоплазма может вызвать серьезнейшие дефекты в развитии плода и привести к выкидышу.

Раньше считалось, что этот паразит не опасен для человека. Теперь ученые выяснили, что он может привести к развитию очень серьезных проблем. Для этого ученые изучили, какие изменения в работе мозга вызывает Toxoplasma gondii, и проанализировали, как часто возможные последствия этих изменений встречаются среди здоровых и зараженных людей.

Университет Чикаго почти сорок лет наблюдал за жизнью примерно трех сотен семей, члены которых были заражены токсоплазмозом. Полученные данные помогли понять, как паразит может влиять на развитие проблем со здоровьем, связанных с работой мозга.

Оказалось, что проникая в мозг, токсоплазма меняет работу нескольких десятков генов, подавляя часть из них и усиливая работу других участков ДНК, которые или управляют работой врожденной иммунной системы, или дирижируют различными процессами, связанными с ростом стволовых клеток и новых тканей.

Кошачий паразит подавляет работу первой группы генов, что помогает ему выживать, и стимулирует работу второго набора, обеспечивая себя пищей. Все это не проходит бесследно для зараженного человека: он теряет иммунитет, становится более предрасположен к развитию рака и нейродегенеративных болезней.

Кроме того, в работе обонятельных рецепторов человека ученые обнаружили примерно те же изменения, что и у мышей или обезьян. В ходе дальнейших исследований ученые надеются выяснить, как это может отразиться на поведении человека…