Разгадана тайна появления человеческой речи

Ученые, исследующие историю появления человеческой речи, пришли к выводу, что первые слова предок современного человека начал произносить 300 тысяч лет назад.

Долгое время считалось, что человек заговорил 100-150 тысяч лет назад.

"Нерв, позволяющий человеку выражать свои мысли с помощью речи, сформировался примерно 300 тыс лет назад, еще до появления современного вида Homo sapiens", — пишет французский научный журнал Science Review, который обобщил исследования в этой области.

По версии ученых, оптимальное соотношение размеров нерва, отвечающего за передачу речевых сигналов и артикуляционного аппарата, позволило предкам человека начать развивать свой словарный запас. До этого чувства и мысли можно было выражать лишь криками, свистом или жестами.

Ученые отмечают и такую деталь: после сотен тысяч лет эволюции речи многие люди предпочитают "говорить на языке предков". Особенность этого языка в том, что он выражает просто эмоции, а не осмысленные мысли или идеи.

В чем загадка этого феномена? Ответ десятилетиями ищут как лингвисты, так и антропологи, нейрофизиологи и психологи. Проблема в том, что сейчас в мире начитывается 3 тысяч языков, не учитывая диалектов, но практически нет свидетельств — какие слова были в лексиконе доисторического человека. Самые древние языки, доступные изучению — те, на которых всего 4-5 тысяч лет назад говорили египтяне и шумеры. И самые древние слова, которые удалось разыскать ученым, имеют возраст 10 тысяч лет.

Наиболее сложным этапом для человека, отмечают исследователи, было закрепление в сознании и речи слов-понятий, а также составление первых фраз. Наши далекие предки и особенно — дети очень сильно гнусавили и их голоса нам было бы очень трудно отличать. Это связано со строением носоглотки и понадобилась эволюция тысяч поколений, чтобы исправить этот дефект.

Решающим фактором для появления языка стало даже не умственное развитие, а объединение людей в большие группы. Ученые предполагают, что первые слова и понятия относились к таким темам как "свой-чужой", "друг-враг", "хороший-плохой" и так формировалась "древняя идеологическая и юридическая лингвистическая база, а также язык межплеменной дипломатии", отмечают они.

Исследуя особенности языка во времена рабовладения на островах Карибского моря, куда доставлялись пленники из разных регионов планеты, французские ученые сделали вывод: уже через 2-3 месяца у рабов появлялось собственное "эсперанто", которое примитивно выражало мысли в отношении настоящего и будущего времени без спряжений и склонений, а также выразительных прилагательных. Именно такой "словарь пингвина", считают лингвисты, больше всего похож на лексикон древних племен. И чем глубже развивалось сознание человека, тем чаще его мысли и слова обращались к прошлому.

Каждый человек начинает говорить после рождения, подражая окружающим. Ступеньки освоения у всех одинаковы — звуки, слова, фразы. Это научная аксиома. Однако ученые до сих пор не могут ответить на вопрос — когда активно формируется зона мозга, отвечающая за речь — до рождения человека или только после появления на свет. Интересно, что врожденных задатков именно к человеческому языку у детей нет. Это подтверждают исследования современных "маугли". Они прекрасно говорят на языке животных, которые их взрастили, но с трудом переходят на обычный, попав в человеческое общество.

"У человека нет врожденной способности перепрограммироваться", — считают ученые. Иначе говоря, если инопланетяне вдруг решат усыновить земного младенца, он без труда начнет говорить на их языке.

Трамп рассказал Порошенко об ураганах, а Порошенко — как Украине хорошо живется под началом мудрого друга Дональда. Постыдились бы разыгрывать такую плохую сценку. Впрочем, стыдно — это не про них