"Необычная" микрофлора кишечника может быть причиной рассеянного склероза

Возможную причину возникновения рассеянного склероза установили ученые из университета Калифорнии в Сан-Франциско. По их мнению, все дело — в необычной микрофлоре кишечника, которая присуща людям, страдающим от этого заболевания.

Как рассказывается в статье, опубликованной в журнале PNAS, эта микрофлора может "перепрограммировать"клетки иммунной системы на развитие воспалений в мозге и в других частях тела. Свои выводы ученые сделали на основе простого эксперимента, в ходе которого использовались примитивнейшие экстракты микрофлоры.

Опыты показали, что микрофлора играет ключевую роль в развитии болезни, способствуя созданию среды, в которой постоянно существуют воспаления. В комбинации с определенными мутациями и факторами среды, это заставляет клетки иммунной системы атаковать оболочку нейронов мозга", — пишет один из исследователей, Серджио Баранзини.

Над разработкой методов лечения этого заболевания по всему миру бьются десятки научных команд. Некоторые успехи уже достигнуты, но до сих пор не понятно, почему иммунитет начинает считать мозг "врагом".

Часть ученых считает, что это связано проникновением инфекций в мозг, а другие считают, что причины развития рассеянного склероза связаны с нарушениями в работе самого организма.

По мнению исследователей из Сан-Франциско, причина развития этих воспалений действительно может быть связана с микробами, но не с "внешними врагами", возбудителями болезнетворных болезней, а со своеобразной бактериальной "пятой колонной" — необычными представителями микрофлоры кишечника.

К такому выводу ученые пришли, проанализировав и сопоставив образцы микрофлоры примерно семи дюжин людей, страдавших от рассеянного склероза, и аналогичного числа здоровых добровольцев. Исследователи выявили два вида бактерий — Akkermansia muciniphila и Acinetobacter calcoaceticus, которые присутствовали в большом количестве в кишечнике людей, страдавших от нейродегенеративной болезни, но при этом их было очень мало в микрофлоре здоровых людей.

Продолжив опыты, ученые поняли, что микрофлора людей с рассеянным склерозом заставляла так называемые Т-клетки, главных "дирижеров" иммунной системы, выделять целый набор сигнальных молекул, способствующих развитию воспалений и рассеянного склероза, тогда как бактерии здоровых людей не вызывали подобной реакции. Причиной этого явления может быть еще одна бактерия — Parabacteroides distasonis.

Как полагают ученые, лекарства, подавляющие размножение "плохих" бактерий и увеличивающие численность Parabacteroides distasonis, могут быть первым действенным средством для борьбы с рассеянным склерозом.

Рассеянный склероз — болезнь нервной системы, при развитии которой иммунные клетки начинают атаковать оболочку нервных волокон, так называемый миелин. Без миелина нервы хуже проводят сигнал и начинают "замыкать", что приводит к разным последствиям от легкого онемения конечностей до паралича или слепоты.

По статистике ВОЗ, сегодня свыше 2,3 миллиона людей страдает от этой болезни, эффективных способов лечения которой пока не придумано. В прошлом году российские ученые из Института биоорганической химии РАН предложили первую потенциальную "вакцину" от рассеянного склероза, обучающую иммунные клетки не атаковать мозг и не убивать его клетки.