Причину возникновения рака у курильщиков смогли объяснить ученые

Компоненты табачного дыма могут изменить белковую "упаковку" ДНК. Это делает гены более уязвимыми, в них проще накапливаются мутации, что, в конечном счете, и ведет к развитию ака при длительном курении сигарет.

Об этом в статье, опубликованной в журнале Cancer Cell, пишут исследователи из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США). При этом, отмечают ученые, часть изменений, способствующих развитию рака легких, не являются настоящими мутациями. Так что, бросив курить, человек заметно снизит риск возникновения рака.

Долгие годы, со времен "открытия" табака европейцами, бытовало представление, что курение в "разумных пределах" является полезным, а не вредным для здоровья. И только в середине 20 века ученые смогли убедить публику в том, что курение является смертельно опасным для организма. Ведь курение не только повышает вероятность развития рака, но и увеличивает риск развития инфаркта.

Кроме того, табак и никотин влияют на жизнь не только самих курильщиков, но и их еще не родившихся детей, меняя структуру белковой "упаковки" ДНК в их половых клетках.

Хотя вред наносимый курением, уже широко известен, сам механизм того, как возникает опухоль, пока оставался тайной для генетиков и медиков. Это мешает поиску возможных способов защиты курильщиков от болезни и смерти. Американские исследователи смогли узнать, что происходит внутри культур клеток легких, которые выращивались в питательной среде, являющейся "жидким" эквивалентом табачного дыма.

Как показали эти наблюдения, сигаретный дым и содержащиеся в нем вещества изначально не вызывали мутации в ДНК клеток, а действовали на них совершенно иным способом. Их "обкуривание", по словам ученых, приводило к тому, что в клетках легких включался ген и связанный с ним фермент EZH2, отвечающий за включение и выключение ряда других участков ДНК путем внесения изменений в белковую "обертку" генома.

В последние годы генетики находят все больше намеков на того, что эта "обертка" ДНК участвует в передаче информации между поколениями и позволяет животным и растениям быстрее приспосабливаться к новым условиям среды, и проблемы с "перезаписью" особых меток на ее поверхности оказались связаны с предрасположенностью к гомосексуальности и суицидам среди людей.

Изменения в структуре гистонов могут влиять на работу генов, защищающих клетку от накопления в ней мутаций и отвечающих за запуск апоптоза, "программы самоуничтожения", уничтожающей ее при появлении критических поломок в ДНК.

Проблемы в работе этих генов, как отмечают ученые, появились в культурах клеток уже на 10 день "курения": они стали более чувствительными к действию канцерогенов, чем они были до начала экспериментов, а мутации в их генах начинают появляться в них гораздо чаще. Судя по всему, это и является причиной развития рака легких у курильщиков.

Теперь ученые могут разработать лекарство, которое будет блокировать изменения в работе EZH2 и защищать людей от рака.

Кстати, при наличии определенного гена человек легко может отказаться от курения, а им в России обладают 82% россиян. Ученые проверили ДНК свыше 2500 граждан России. Выяснилось, что подавляющее большинство являются носителями мутаций, которые гарантируют легкий отказ от табакозависимости. При этом они никак не препятствуют началу курения.