Российские биологи обнаружили в клетках мускулов белковые "клубки"

Российские микробиологи нашли в клетках мускулов сплетения из титина — крупнейшей белковой молекулы в природе. По совей структуре они похожи на бляшки бета-амилоида болезни Альцгеймера, сообщает Journal of Biomolecular Structure and Dynamics.

По словам ученых, многие факты об этом белке вызывают удивление. Сегодня белок титин считается самой длинной и сложной молекулой в живом организме. Его молекула в растянутом виде всего в 50 раз тоньше человеческого волоса, и она состоит из 244 отдельных блоков и примерно 38 тысяч звеньев-аминокислот. Наряду с миозином и актином, титин составляет основу человеческих и животных мускульных клеток.

Изучение титина осложняется его гигантскими размерами — на сегодняшний день ни одна научная группа так и не смогла получить полноценную молекулу этого белка и изучить ее структуру целиком. Только сейчас российские ученые начали создавать методики, позволяющие работать с отдельными молекулами этого белка и их комбинациями.

Изучая поведение свободных молекул титина в пробирках, биологи заметили, что они очень быстро соединяются друг с другом и формируют структуры, похожие на "клубки" бета-амилоида, соединенных друг с другом "обрезков" белка APP, накапливающихся внутри нервных клеток при развитии болезни Альцгеймера.

Важное различие в данном случае заключалось в том, что молекулы титина, в отличие от бета-амилоида, не были повреждены и могли исполнять возложенные на них задачи, и форма их "бляшек" была разной. Это означает, что подобные клубки белка могут возникать внутри живых клеток и каким-то образом влиять на их работу.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что ученые США увековечили героев знаменитого мультика "Гадкий я" миньонов, назвав так открытый ими белок в структуре ДНК. Как уверяют биологи, между белком и шустрыми миньонами есть много общего: в частности, микробелок отвечает за удержание мышечных клеток вместе.