Ученые: Прием парацетамола убивает способность сопереживать

Американские ученые обнаружили, что прием парацетамола снижает чувство сопереживания чужим физическим и психологическим болезненным ощущениям. Результаты работы были опубликованы в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience, сообщает интернет-издание N+1.

Сотрудники Университета Огайо и Национальных институтов здоровья США провели два эксперимента, в каждом из которых половина участников принимала 1000 миллиграммов парацетамола, а остальные — плацебо. Добровольцы не знали, что находится в растворе. Настроение участников перед экспериментом проверяли по Психометрической шкале положительного и отрицательного аффекта.

В первом эксперименте 80 студентов попросили прочитать восемь коротких сценариев, описывающих физическую или психологическую боль.

Во время второго эксперимента 114 участников подвергли болезненному воздействию четырех двухсекундных звуковых импульсов громкостью от 75 до 105 децибел.

На второй стадии опыта тем же студентам предложили познакомиться и пообщаться в группах по четыре человека. Затем один из них наблюдал за онлайновой игрой, в которой, предположительно, участвовали трое новых знакомых. Двое мнимых игроков обращали внимание только друг на друга. После просмотра наблюдатель оценивал ущерб, нанесенный чувствам третьего псевдоигрока.

Во всех экспериментах участники, принявшие парацетамол, оценивали свою и чужую боль ниже, чем члены контрольной группы, т. е. проявляли значительно меньшую эмпатию. При этом препарат не влиял как на положительный, так и на отрицательный аффект добровольцев.

Как отметили исследователи, полученные результаты поддерживают выводы предыдущих работ, в которых с помощью фМРТ было показано, что при восприятии собственной и чужой боли активируются аналогичные участки мозга, в частности передняя островковая и передняя поясная кора.

Полученные результаты вызывают особое беспокойство авторов, поскольку парацетамол — один из самых востребованных препаратов. По данным Ассоциации безрецептурных препаратов, только в США он входит в состав более чем 600 лекарств, которые по меньшей мере раз в неделю принимает 23 % населения.

Исследователи намерены проверить, обладают ли схожим действием на эмпатию другие безрецептурные обезболивающие, такие как ибупрофен.

Почему России не хватает дешевых лекарств?