Эксперт: Открытие хвоста Солнечной системы важно для дальнейших исследований

Научный сотрудник Астрономического института им. Штернберга Владимир Сурдин прокомментировал "Правде.Ру" сообщение ученых НАСА о том, что у Солнечной системы есть хвост.

Давно уже известно, что Солнце постоянно выделяет из себя потоки горячего газа. Мы называем его звездным ветром. Этот газ со все большей и большей скоростью разгоняясь,

улетает от Солнца, между планет, и наша Земля купается в этих горячих потоках солнечного ветра. Но есть место, где солнечный газ наталкивается на окружающий все звезды межзвездный газ, то есть газ, заполняющий пространство между звездами. И, грубо говоря, это граница нашей Солнечной системы. Земля и все остальные планеты вокруг нас находятся внутри пузыря, надутого солнечным ветром, а снаружи нас окружает вещество совсем другое, не относящееся к нашей звездной системе, и конечно, его очень интересно было бы исследовать.

Эти исследования начали еще советские астрономы. Первые результаты были получены очень известными нашими астрофизиками Владимиров Куртом и Михаилом Бургиным. Теперь эстафету подхватили американские астрофизики. Их спутник "АЙБЕКС" измерил более точно параметры той границы, где солнечное вещество с соприкасается с межзвездным, и уточнил те представления, которые раньше были очень наивными и примитивными.

Сначала мы думали, что живем в воздушном шарике, надутом солнечным ветром. Потом поняли, что Солнце несется в пространстве Галактики, и этот шарик больше похож на головастика, нас обдувают потоки межзвездного вещества и делают голову головастика более плоской, а хвост более длинным. А теперь, после работы американского спутника мы уже представляем его как осьминога, у которого в разные стороны торчит несколько ног. То есть Солнце умудряется продвинуть свое вещество дальше в нескольких направлениях, а в других направлениях, наоборот, межзвездное вещество прижимает солнечный ветер к центру нашей планетной системы.

Чем больше мы будем это знать, тем точнее будет представление об окружающем нас мире, об окружающей части нашей галактики, ведь уже начались экспедиции в ту область. Уже американские аппараты "Вояджер" достигли границы, где солнечный ветер соприкасается с межзвездным газом. Но это всего лишь два аппарата и они "проткнули" эту поверхность в двух дырочках. А теперь мы узнали всю ее форму.

Для нас здесь, на Земле это открытие особого значения не имеет, мы глубокого внутри Солнечной системы. Но для космонавтов и для роботов, которые исследуют космос, это очень важно, они попадают в разные потоки солнечного ветра. И когда аппарат готовится к полету, надо точно знать, с чем ему предстоит встретиться, с горячим или не очень солнечным ветром. И подготовить электронику к тому, ведь это радиация, с чем она встретится и чему должна противостоять. Теперь это стало известно гораздо точней.