Обнаружены плавающие беспозвоночные "глаза"

Плавающие "глаза" - новый аргумент в пользу теории Дарвина

brahiАмериканские и европейские исследователи обнаружили, что некоторые морские беспозвоночные представляют раннюю стадию эволюции глаза — приблизительно таким же образом могли быть устроены органы зрения у первых существ, сообщает Lenta.ru. Напомним, что именно эволюция глаза — частый аргумент тех, кто не верит в теорию эволюции Чарльза Дарвина. По мнению критиков, такой сложный орган не мог развиться в результате накопления мутаций, возникающих случайным образом. Кроме того, заявляют противники дарвинизма, не существует живых существ — носителей промежуточных вариантов глаз.

Однако новое исследование ученых может стать аргументом в пользу защитников теории Дарвина. Специалисты изучали плеченогих (брахиподов) и "подозрительные" темноокрашенные структуры, которые находятся на передней и задней частях тела этих организмов. Напомним, что брахиподы, как правило, ведут прикрепленный образ жизни и их тело закрыто двустворчатой раковиной. Согласно предположениям, они появились около 500 млн лет назад, но их биология во многом по-прежнему малоизвестна.

Ученые выяснили, что изучаемые структуры состоят из двух нейронов, один из которых может реагировать на свет, а во втором содержатся молекулы пигмента. Обе клетки соединены со структурой, сравнимой с крайне примитивным аналогом мозга. В результате исследователи предположили, что "пятна" на теле плеченогих — это зачаточные органы зрения.

Чтобы проверить гипотезу, ученые решили определить, активны ли в "странных" нейронах гены фоторецепторов — структур, которые необходимы для реакции на изменение освещенности. Выяснилось, что эти гены в самом деле работают в "глазных" нейронах. Кроме того, активность генов начинается уже в клетках эмбриона, когда он достигает "возраста" в 36 часов и похож на чашеобразный комок клеток. На такой ранней стадии развития у плеченогих пока не сформировались нейроны, но специалистам удалось выявить, что поверхность "чаши" покрыта фоторецепторами, передает EvoDevo. Как пишет NY Times, "проще говоря, ученые нашли плавающий "глаз".

В ходе экспериментов также было установлено, что на стадии 36 часов изучаемые эмбрионы могут реагировать на свет. Они перемещаются в воде, и за 20 минут на освещенном участке оказалось вдвое больше существ, чем на затемненном. Таким образом, предположили ученые, фоторецепторы улавливают источник света, и плеченогие изменяют ритм движения.

Возглавлял работы доктор Йейл Пассаманек из Kewalo Marine Laboratory. "Брахиподы — потрясающие морские беспозвоночные для изучения", — признается он. В исследовании ему помогали ученые из Норвегии и Германии. "Обнаружение подобных структур в "глазах" брахиподов доказывает, что эволюция органов зрения является гораздо более сложным процессом, чем мы предполагали", — добавил он.