Киты и дельфины кончают с собой из-за военных моряков

Ученым удалось разгадать тайну самоубийства китов и дельфинов. В статье, опубликованной в журнале Nature, исследователи из Испании и Великобритании утверждают, что гидролокаторы военных кораблей способствуют образованию во внутренних органах китов газовых пузырей, что, собственно, и приводит к их гибели.

По мнению специалистов, такое состояние равносильно кессонной болезни – бичу глубоководных водолазов. Данное заболевание возникает при нарушении правил декомпрессии, при резком подъеме с глубины на поверхность.

Исследователи установили закономерность: в момент проведения крупномасштабных морских учений с использованием гидролокаторов, а также при испытании гидролокационных систем, киты и дельфины в большом количестве выбрасывались на сушу. Последний такой случай произошел на Канарских островах в октябре прошлого года.

Ученые изучили ткани 10 погибших животных под микроскопом и установили наличие в тканях этих пузырей. И, хотя исследователи и оговариваются, что данное заключение нельзя считать окончательным, объяснение может быть только одно: судя по всему, мы имеем дело с кессонной болезнью, возникающей при нарушении правил декомпрессии, причем, возможно, в новой форме, свойственной китам или другим морским млекопитающим.

Кессонная болезнь – явление несвойственное для морских млекопитающих, которые в процессе эволюции от нее избавились. По мнению ученых, либо гидролокаторы дезориентируют животных, заставляя их всплывать на поверхность слишком быстро, либо воздействие самих звуковых волн вызывает образование в тканях китов газовые пузыри.

Реакция на публикацию исследований была однозначной: в связи с массовой гибелью китов во время учений военно-морским силам предъявлены судебные иски.