В горах Тянь-Шаня обнаружены следы древнего океана

Международный коллектив ученых под руководством старшего научного сотрудника лаборатории экспериментальной геохимии и петрологии мантии Земли ГГФ НГУ Инны Сафоновой обнаружил в горах Тянь-Шаня следы древнего океана.

По данным ученых Южно Тянь-Шаньский палео-океан находился между Казахстанским и Таримским палео-континентами. Размеры океана были сопоставимы с современным Индийским.

"Мы нашли в горных системах южного Тянь-Шаня (Киргизия) фрагменты океанических островов. Речь идет не просто об океанических породах, которые в прошлом находились на дне океана — в таком случае действительно возможно разночтение: глубокое-глубокое окраинное море или океан? Однако мы нашли именно фрагменты океанических островов и по различным признакам смогли установить их возраст. Оказалось, что это — цепочка вулканических островов, существовавшая весь девонский период: от 415 до 360 млн лет, то есть около 55 млн лет. Это очень много!", — приведен комментарий Инны Сафоновой на официальном сайте Новосибирского госуниверситета.

Отвечая на логичный вопрос — "откуда вообще взялись фрагменты океанических островов в горах?", ученые пояснили, что когда-то существовавший Туркестанский океан исчезал или "закрывался", как говорят геологи, по мере движения навстречу друг другу ограничивающих его континентов. В итоге большая часть океанической плиты погрузилась в мантию, но небольшие участки оказалась "срезаны" краями континентальных литосферных плит. Сблизившись, континенты продолжали двигаться и сминать друг друга. В местах их столкновений вырастали горы, вместе с которыми все выше поднимались и фрагменты сохранившихся на поверхности древних островов.