Прожорливые грибы уничтожат пластик

Учёные выяснили, что грибы, обычно разрушающие древесину, могут также уничтожать некоторые типы пластмассовых смол. Американские специалисты предлагают дешёвую и потенциально безвредную для окружающей среды методику переработки отходов, сообщает Nature .

Фенольные смолы используются, для склеивания фанеры и фибролита, а также применяются в автомобилестроении. Эти смолы состоят из больших, плохоразрушимых молекул. Благодаря своей долговечности они получили широкое распространение во многих отраслях промышленности. Однако в отличие от полиэтилена фенольные смолы тугоплавки и не могут использоваться многократно. Это создаёт проблему утилизации. Все методы, предложенные ранее, были либо трудоёмкими, либо дорогостоящими. Поэтому эти смолы не перерабатывались, а просто сбрасывались на свалках.

Такой подход не радовал ни промышленников, ни экологов. И вот группа учёных, похоже, придумала, как утилизировать эти смолы. Исследователи обнаружили, что грибы Phanerochaete chrysosporium (грибы белой гнили) способны разрушать фенольные смолы.

Подкармливая грибы пластиком, учёные выявили, что пластик разрушается, хотя этот процесс идёт достаточно медленно. Руководитель исследовательской группы Адам Гасс считает, что из этого пластика можно снова получать фенол (один из исходных компонентов пластмасс), однако это будет очень длительный и коммерчески невыгодный процесс.

Артём НЕДОЛУЖКО, сотрудник РАН