В Британии найдены останки крысоподобных "прямых" предков человека

Останки небольшого крысоподобного существа, жившего на Земле примерно 145 лет назад, нашли палеонтологи на юге Англии. Обнаруженное создание было современником динозавров и оно же является сегодня самым древним родичем человека.

В статье, опубликованной в журнале Acta Palaeontologica Polonica, Стив Свитмэн из университета Портсмута (Великобритания) рассказал, что открытие было сделано на побережье графства Дорсет его аспирантом Грантом Смитом.

Изучая образцы пород начала мелового периода, Смит неожиданно нашел сразу две окаменелости, пару крайне удивительных зубов, которые никогда раньше не встречались в породах этого возраста.

"Когда я посмотрел на них, у меня упала челюсть", — заявил Стив Свитмэн.

Как сегодня утверждают ученые, примерно 8-9 миллионов лет назад предполагаемые предки человека и его ближайшего родственника шимпанзе разделились на несколько групп.

Первые представители рода Homo, как сегодня считают палеонтологи, возникли около 3 миллионов лет назад в Восточной или Южной Африке, однако останки их древнейших родичей — сахелянтропов и орроринов — были найдены гораздо севернее, на территории Чада и Кении.

При этом только на территории Азии и Европы находят еще более древние останки примитивных приматов, живших на Земле примерно 15-30 миллионов лет назад. Это заставляет многих ученых считать, что наши древнейшие прямые предки могли появиться не в Африке, а на территории других континентов.

В начале мелового периода Европы еще не существовало — она в то время была дном моря Тетис и выглядела как набор небольших островков. Изучая образцы пород, сформировавшихся на знаменитом Юрском побережье примерно 145 миллионов лет назад, ученые нашли первые свидетельства того, что древнейшие прямые предки человека действительно жили на территории будущей Европы и Азии.

Окаменелости, которые нашли Свитмэн и Смит на берегу сегодняшнего моря, как вспоминает ученый, сразу напомнили ему зубы современных млекопитающих и их примитивных родичей, живших в конце мелового периода, а не древнейших теплокровных существ, многобугорчатых млекопитающих, бесследно вымерших вместе с динозаврами, чей расцвет как раз приходится на начало мела.

Получается, что обладатели найденных зубов и есть древнейшие "прямые" родичи человека, о существовании которых мы знаем сегодня. Помимо них, на эту роль претендуют так же два вида животных, чьи останки были найдены в Китае — Eomaia scansoria и Juramaia sinensis, однако недавно палеонтологи, как отмечает Свитмэн, усомнились в том, что они являются родичами современных млекопитающих.

Находка Свитмэна и Смита, получившая имя Durlstotherium newmani, "млекопитающее из залива Дарлстоун", по размерам весьма небольшая. Питалось животное исключительно насекомыми. На охоту оно выходило ночью

"Эти зубы были необычно "продвинутыми" для своего времени — они могли разрезать пищу на кусочки, пронзать и дробить ее. Высокая степень их износа говорит о том, что их обладатель дожил до почтенного возраста. Это, скорее всего, было сделать не так то просто, учитывая, что соседями этих существ были хищные динозавры", — заключает ученый.

Кстати, удвоение "мусорной" ДНК около трех миллионов лет назад позволило предкам человека обрести разум и постепенно научиться создавать орудия труда.

Нейрофизиологи и генетики довольно давно высказали предположение, что причина разительного отличия двух видов кроется не столько в структуре генов, сколько в их в разной активности.