"Эффект Флинна" наоборот: почему человечество теряет свой IQ

Последние сорок лет ученые отмечаются неуклонное падение уровня IQ. По их мнению, связано это с тем, что стареет само человечество, при этом одни формы памяти и интеллекта угасают быстрее с возрастом, чем другие

В статье, опубликованной в журнале Intelligence, психологи из Венского университета (Австрия) рассказывают, что их гипотеза является хорошей альтернативой бытующему мнению, что падение IQ происходит из-за того, что умные люди меньше и реже продолжают свой род.

По их мнению, подобные ухудшения в работе памяти человека действительно существуют в реальности, и поэтому данная идея имеет смысл.

Американские ученые в середине 30-х годов прошлого века обратили внимание на то, что уровень IQ каждого нового поколения людей был заметно выше, чем у их родителей, бабушек и дедушек, в среднем увеличиваясь на 3 пункта каждое десятилетие.

Первым на это обратил внимание психолог Джеймс Флинн. Открытие было названо в его честь "эффектом Флинна".С тех пор эта тенденция не нарушалась на протяжении почти века, и ученые связывали ее с ростом уровня образования, медицины и экономики.

И вот, в начале XXI века, почти одновременно с выходом фильма "Идиократия", ученые заметили, что примерно 30-40 лет назад эффект Флинна перестал работать. Более того, в настоящее время наблюдается совершенно противоположная тенденция — уровень IQ начал падать, уменьшаясь со скоростью примерно в 7 пунктов за столетие.

В ученом мире начались ожесточенные дискуссии о том, что же стало причиной такого явления. Однако к единому мнению психологи так и не пришли. Наибольшее число сторонников получила гипотеза о том, что люди с высоким уровнем образования и интеллекта в среднем реже продолжают род, чем менее образованные категории населения.

Исследователи из Королевского колледжа Лондона (Великобритания) проанализировали, как менялись результаты "половинок" тестов IQ, измеряющих два разных типа памяти — краткосрочную и рабочую-которую человек использует для анализа данных и принятия решений. И тут выяснились интересные расхождения: в то время, как в последние 40 лет краткосрочная память продолжала улучшаться, рабочая память, наоборот, следовала тем трендам, которые были открыты в 2004 году.

В конце концов ученые отметили, что ухудшение рабочей памяти происходит одновременно с другим явлением — увеличением числа пожилых людей, проходивших тесты на сообразительность, у которых рабочая память работает гораздо хуже, чем у детей или взрослых. А вот с кратковременной памятью таких тенденций не отмечается.

Это наблюдение позволило психологам сделать вывод: стремительное старение развитых и развивающихся стран влияет на снижение общемирового уровня IQ. Хотя, предполагают ученые, причина может быть и иной: человечество просто достигло потолка своего развития. Как следствие — рост IQ просто стал невозможен.