Мощнейший "ускоритель мозга" открыли нейрофизологи

Открытие, которое сделали ученые из университета Калифорнии в Сан-Франциско, можно назвать революционным: они обнаружили очень мощный "ускоритель" работы мозга. Речь идет о белке Klotho, который уже известен тем, что защищает тело от раннего старения.

В статье, опубликованной в журнале Cell Reports, ученые рассказали о том, что прием этого белка радикально улучшил когнитивные способности молодых и пожилых мышей. Кроме того, открытие заставило исследователей еще раз задуматься о природе связей между мозгом и телом.

"То, что происходит с мозгом после ввода большой дозы Klotho в тело мышей, может напоминать то, какие эффекты возникают в нашем организме после зарядки, также улучшающей память и здоровье мозга. С другой стороны, мы пока не понимаем, как это работает", — рассказывает нейрофизиолог Дена Дубал.

Здоровье и многие особенности в работе мозга во многом зависят не от того, что происходит внутри самой черепной коробки, а от различных процессов и сигнальных молекул, происходящих в других частях тела и содержащихся в крови. К этому выводу ученые пришли уже лет десять назад.

К примеру, в апреле этого года биологи из Стэнфорда доказали, что переливание пуповинной крови человека в тело пожилой мыши омолодило ее мозг и улучшило ее память. Это произошло по той причине, что в пуповинной крови содержится необычный фермент TIMP2, заставляющий клетки мозга "омолодить" себя и начать работать так, как они делали это в молодости.

А теперь Дубал и ее коллеги открыли еще одно вещество с похожими свойствами, которое улучшает работу мозга как в старости, так и в молодости. Произошло это во время экспериментов с предполагаемым гормоном долголетия — белком Klotho, высокие концентрации которого наблюдаются в организме людей-долгожителей.

Это вещество, как показали опыты на трансгенных мышах, чья ДНК содержит дополнительные копии гена Klotho, заметно продлевает им жизнь и при этом замедляет старение мозга, делая их более сообразительными в преклонные годы жизни.

Результат от инъекций большой дозы белка оказался очень наглядным: все мыши, как молодые грызуны, так и пожилые особи в возрасте, эквивалентном 65 году жизни для человека, начали заметно быстрее находить выход из лабиринта и решать другие задачи на память и сообразительность.

В среднем, они справлялись с заданиями ученых примерно в два раза быстрее, чем особи из контрольной группы, причем этот эффект сохранялся на протяжении как минимум двух недель после того, как биологи прекращали инъекции гормона.

Ученые не остановились на достигнутом и решили проверить, как Klotho будет влиять на работу мозга мышей, страдающих от аналога болезни Паркинсона. Как оказалось, инъекции гормона почти полностью избавили их от спазмов и других проблем, связанных с развитием этой болезни и массовой смертью нервных клеток в центре движения в коре мозга.

Механизм работы белка Klotho ученым до конца пока не понятен, но они предполагают, что каким-то образом он влияет на формирование долгосрочных связей между нейронами.

Узнать, как именно найденное вещество ускоряет работу мозга и можно ли усилить этот эффект, ученые надеются в ходе последующих экспериментов.

В Киргизии президент Сооронбай Жээнбеков подписал принятый ранее парламентом закон о списании долга республики Российской Федерации в размере 240 миллионов долларов.

Киргизия подписала закон о списании долга перед Россией