Секрет успеха викингов раскрыла ДНК трески

Викинги торговали рыбой по всей Европе еще более тысячи лет назад. К такому выводу пришли ученые, исследовав ДНК, извлеченную из костей средневековой трески.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, Джеймс Баррет из Кембриджского университета (Великобритания) рассказал, что рыботорговля была одной из тех вещей, которая начала связывать между собой разные части Европы в средние века.

В начале средневековья Хедебю становится одним из самых важных торговых центров, пересечением путей из Балтийского в Северное море, расположенном на юге средневекового Королевства данов, государства викингов в современной Дании и северной Германии.

Благодаря открытию методик извлечения ДНК из останков людей и животных ученые в последние годы смогли узнать много интересного о жизни Европы и других уголков мира в доисторические эпохи, когда письменность еще не была изобретена.

Еще один секрет древней истории благодаря ДНК смогли открыть Барретт и его коллеги. Их исследования подтверждают популярную гипотезу о том, что изначально скандинавы были торговцами, а роль пиратов и завоевателей примерили на себя значительно позже.

Сделать такой вывод ученым помогла ДНК трески, чьи останки были найдены в Хедебю. Благодаря холодному климату и другим благоприятным условиям, ДНК в останках рыбы неплохо сохранилась, что помогло ученым восстановить не только митохондриальную ДНК, позволяющую проследить родословную ее обладателя, но и весь остальной геном трески.

Это позволило историкам выяснить, где была выловлена эта рыба и к какому "племени" она относилась. Оказалось, что рыба, попавшая в Хедебю, была выловлена почти за тысячу километров от этих древних городов, в окрестностях современных норвежских Лофотенских островов и в антарктических водах Атлантики.

Получается, что первые викинги сушили треску на продажу и проплывали огромные расстояния для того, чтобы продать или обменять ее на другие интересные им товары на юге. То есть, первые торговые сети появились в Европе гораздо раньше, чем думали ученые.

Кроме того, данное открытие свидетельствует о том, что традиции по производству знаменитой норвежской сушеной трески появились на Лофотенских островах как минимум тысячу лет назад, дожив до наших времен практически в первозданном виде. При этом хроники раннего средневековья указывают на то, что викинги могли начать готовить и продавать сушеную рыбу уже в 5 веке нашей эры.

Теперь история превращения мирных жителей Скандинавии в грозных разбойников становится все более интересной.

В прошлом году американские археологи нашли на берегах Ньюфаундленда останки поселения викингов, датируемое 800 — 1300 годами нашей эры. Данная находка является уже вторым по счету подтверждением правдивости Саги о Гренландцах, исторического документа о хождениях Эрика Рыжего к берегам современной Америки. В 1960-х годах в 400 милях от мыса Роуз также найдено поселение викингов, датируемое более поздним периодом.