Обнаружена сверхпрожорливая черная дыра

Пожирательница солнц и создательница гигантских газовых скоплений, превышающих по размерам нашу галактику – такова сверхмассивная и сверхактивная черная дыра, которую американские астрофизики только что открыли с помощью космического рентгеновского телескопа "Чандра" (Chandra) и наземных радиотелескопов. Впечатляющие снимки свидетельствуют об очень древней истории.

Она произошла 2,6 млрд. лет назад (по земному времени) в скоплении галактик, расположенном в созвездии Жирафа, которое удалено от Земли на множество световых лет. В самой массивной галактике, находящейся в центре этого скопления, расположена самая прожорливая и самая активная черная дыра, когда-либо наблюдавшаяся астрофизиками, пишет французская «Либерасьон».

Эти странные звезды образуются тогда, когда материя под воздействием собственной гравитации сжимается так сильно, что разрушает все известные структуры и не выпускает даже световые лучи. Их существование выдает только мощное рентгеновское или гамма-излучение материи звезд, которые, притягиваемые черными дырами, вращаются вокруг них по спирали, прежде чем быть ими "проглоченными".

На полюсах этих черных дыр часто возникают потоки электронов, испускаемых на скорости, близкой к скорости света: их можно увидеть в радиоволнах. Вот откуда появляются полупустые пузыри вокруг черной дыры на изображениях черной дыры, сделанных в рентгеновских лучах. Хотя астрофизикам приходилось и раньше наблюдать подобные структуры в других галактиках, они были поражены размерами своей последней находки и энергиями, которые нужны для существования такого гиганта.

По их расчетам, за сто миллионов лет черная дыра размером с Солнечную систему "проглотила" более 300 млн. звезд, равных нашему Солнцу. Перенасыщенные потоки, перпендикулярные по отношению к диску, пробили гигантское газовое облако, которое окружает скопление пустых пузырей диаметром в 600 тыс. световых лет (что в шесть раз превышает размеры Млечного пути). В результате они выбросили в межгалактическое пространство гигантское количество горячего газа – слишком горячего, чтобы сделать возможным образование новых звезд.