Ученые разгадали генетический секрет перхоти

Международный коллектив ученых расшифровал генетический код грибка, который вызывает перхоть. Специалисты надеются, что детальное представление о геноме грибка Malassezia globosa поможет разработать более эффективные методы избавления от перхоти.

Принято считать, что от перхоти страдает половина населения планеты. Причем у мужчин перхоть возникает чаще, чем у женщин. По статистике, на голове человека в среднем живет около 10 млн Malassezia globosa.

Дрожжеподобный грибок питается так называемым кожным себумом, или секретом сальных желез. Именно поэтому перхоть, как правило, впервые появляется у подростков, когда сальные железы начинают работать в полную силу.

Секреция желез оберегает кожу от пересыхания и повреждений. Грибок не способен сам вырабатывать жирные кислоты, поэтому зависит от кожного себума. Геном Malassezia globosa в 300 раз меньше человеческого и состоит всего из 4285 генов.

Последнее исследование показывает, что грибок производит липазу - фермент, который и вызывает появление перхоти. Сначала грибки используют липазу для того, чтобы преодолеть слой секрета сальных желез, а затем проникают в верхний слой кожи и приводят к ускорению естественного процесса обновления клеток кожи головы, а следовательно - и к перхоти.

Ученые выяснили, что грибок производит восемь разновидностей липазы, а также три вида фосфолипазы. Именно в воздействии на эти белки-ферменты может скрываться секрет успешного лечения от перхоти.

То обстоятельство, что Malassezia globosa является причиной возникновения перхоти, было обнаружено всего пять лет назад. Чтобы расшифровать его геном, ученые вырастили десять литров грибка и заморозили его в жидком азоте. Затем они извлекли ДНК и разбили ее на мельчайшие составляющие, передает Би-би-си.