Обнаружены планеты без звезд

Телескопы чилийской Южно-Европейской обсерватории запечатлели группу аномальных планет, существующих обособленно от каких бы то ни было звезд. Тела, найденные на расстоянии в 450 световых годах от Солнца, получили название "планемо".

Ученым пока известны всего четыре автономных "квазипланеты". Все они сосредоточены в регионе звездообразования, причем их возраст не больше нескольких миллионов лет. Два тела превосходят Юпитер по массе более чем в 10 раз, а еще два - примерно впятеро. Исследователи отмечают, что размеры и масса планемо делают их промежуточной ступенью между планетами и звездами: новые объекты тяжелее планет-гигантов Солнечной системы, но примерно стократно легче самого Солнца.

Одним из "звездных" атрибутов планемо называют газово-пылевые диски, аналогичные протопланетным облакам. Вблизи звезд такие диски медленно превращаются в отдельные планеты и астероиды - возникновение Солнечной и похожих на нее систем описывают именно так. До сих пор самыми легкими из обладателей протопланетных дисков считались "коричневые карлики" - бесструктурные звезды, внутри которых невозможен термоядерный синтез ядер гелия.

Планемо относятся к экзопланетам, которых известно около двухсот. Эта группа тел, первое из которых открыто в 1995 году, может стать целью первых межзвездных миссий. Тем не менее, для астробиологов планемо не представляют интереса: из-за отсутствия источников тепла и света поблизости температура на них приближается к абсолютному нулю, и никакая форма жизни в таких условиях заведомо не может возникнуть, сообщает Scientific American.