Движущаяся черная дыра вышла на охоту

Астрономы обнаружили блуждающую черную дыру

Астрономы из университета Тулузы (Франция) с помощью телескопов "Чандра" и XMM-Newton смогли обнаружить необычную черную дыру, которая меняет свое положение в пространстве. Об этом говорится в статье, принятой к публикации в Astrophysical Journal.

В одной из таких галактик, GJ1417+52 в созвездии Волопаса, удаленной от нас на 4,5 миллиарда световых лет, команда Годе обнаружила два сверхярких рентгеновских объекта. Один из них представляет собой сверхмассивную черную дыру массой в несколько миллионов Солнц в ее центре, а второй, источник XJ1417+52 — более компактный объект.

Опираясь на особенности в спектре этого объекта и характерный сдвиг его линий, данная яркая точка в галактике GJ1417+52 представляет собой "среднюю" черную дыру массой в примерно 10 тысяч Солнц, которая "блуждает" по окраинам этого звездного мегаполиса.

Астроном Оливье Годе и его коллеги отмечают, что открытие этой черной дыры стало большой удачей для них — в момент наблюдений за ней, как считают ученые, она разорвала звезду. После этого дыра поглощала большие количества материи, "пережевывая" часть ее и испуская мощнейшие пучки рентгеновского излучения. Когда обед данной черной дыры завершился, ее яркость понизилась в 14 раз и сейчас мы не можем ее увидеть при помощи любого существующего телескопа.

Как могла возникнуть эта черная дыра и почему она начала "блуждать" по галактике, двигаясь со скоростью, отличной от всех других объектов в ней? Снимки с "Хаббла" показывают, что GJ1417+52 недавно столкнулась и поглотила останки небольшой карликовой галактики.