Впервые составлена полная "библиотека генома"

Впервые составлена полная "библиотека генома". 269572.jpeg

Длинные отрезки ДНК, которые раньше скептически называли "мусорными", на самом деле чрезвычайно важны для работы генома. "Они, в частности, сильно влияют на развитие эмбрионов. Эти элементы позволяют тканям и органам развиваться нормально, расти вовремя и в нужном месте и состоять из правильных клеток", - приводит КМ.ru слова профессора Кембриджа Энн Фергюсон-Смит.

Международный проект "Энциклопедия ДНК элементов" (Encyclopedia of DNA Elements, ENCODE) стартовал еще в конце 1990-х. В 2003 году ученым проекта удалось расшифровать геном человека, "прочитав" три миллиарда нуклеотидных пар человеческой ДНК. После этого ученые ENCODE взялись за другую задачу: они попытались выяснить, какие функции несет каждый отрезок ДНК.

Читайте также: У женщин обнаружен ген счастья

Для начала генетики изучали те отрезки генома, в которых зашифрованы белки, необходимые для жизни, пишет Российская газета. На такие участки приходится всего менее трех процентов генома. Остальные 97 процентов считались так называемой "мусорной ДНК", поскольку ученые долгое время не могли понять их функций. Но теперь они фактически совершили настоящее открытие, установив, что ранее считавшиеся бесполезными участки ДНК регулируют работу генов. "Геном - это не просто набор генов", - отмечает соавтор исследования Марк Герштейн из Йельского университета.

В общей сложности обнаружено четыре миллиона участков ДНК, которые действуют как переключатели активности генов, добавлет Компьюлента. Эти коммутаторы могут находиться как вблизи, так и вдали от регулируемого ими гена. Они действуют в различных сочетаниях в различных типах клеток, дабы придать им индивидуальности. Кроме того, по крайней мере некоторые из нитей РНК, производимых геномом, помогают контролировать количество белка, получаемого в результате деятельности конкретного гена. Таким образом, регуляция генов оказывается гораздо более сложным процессом, чем считалось.

Люди-мутанты