На борьбу с раковыми клетками выходит "нано-Пакмэн"

Миниатюрную версию "Пакмэна" создали американские нанотехнологи и физики. Состоит она из наночастиц. которые способны вылавливать и "съедать" одиночные бактерии, раковые клетки или вирусы и доставлять их ученым. Об этом говорится в статье Science Advances.

Кухи Хан из университета Северной Каролины в Роли (США) рассказал, что раньше минироботы исполняли только простые задачи. Теперь же ученые научились гибко управлять формой роботов и заставлять их трансформироваться. Благодаря этому появился набор инструментов для манипуляции объектами и процессами в микромире.

Сегодня чаще всего в опытах с наномашинами на базе ДНК используется так называемые ДНК-оригами, в которых основой для любых деталей биомашин служит длинная одинарная цепочка ДНК. Биохимикам удалось сплести десятки различных машин из коротких цепочек ДНК, в том числе "щипцы", системы доставки лекарств в определенные клетки организма и даже примитивных роботов-трансформеров и простейшие компьютеры.

Однако собирать сложные структуры таким способом очень не просто. Еще труднее ими управлять, меняя структуру.

Хан и его коллеги нашли новый способ сборки подобных машин, который заметно упрощает их создание и позволяет решать массу ранее недоступных задач, используя не нити из ДНК, а полимерные кубики, покрытые с одной или нескольких сторон намагниченными полосками кобальта.

Теперь этим намагниченные частицы могут соединяться друг с другом в структуры, в которых каждый куб будет смотреть в разные стороны, формируя объекты, похожие, к примеру, на миниатюрного "Пакмэна". Его можно заставить открыть или закрыть "рот", отключив магнитное поле, чтобы кубики выделили эту энергию.

Используя этого "Пакмэна", ученые решили сложную задачу, недоступную для других наноструктур: они научили его плавать, периодически раскрывая и закрывая "рот", и заставили наномашину захватить и удерживать в себе одиночную клетку дрожжей, которую они запустили в раствор с полимерными кубами.

Точно так же эти роботы смогут захватывать раковые клетки или бактерии в крови пациента и доставлять их ученым для анализа.

Благодаря "оперативному сигналу ФСБ" президентом РФ Владимиром Путиным была остановлена приватизация корпорации "Роснано". К которой уже всё было почти готово.