Древнейшее семейство астероидов раскроет тайны Солнечной системы

В главном поясе астероидов планетологи обнаружили необычное семейство малых небесных тел. Эти ровесники Солнца состоят из первичной материи Солнечной системы.

Как показало исследование ученых из университета Ниццы (Франция), небесные тела, которых в сумме насчитывается около ста, сформировались примерно четыре миллиарда лет назад, что делает это семейство древнейшим из известных.

Планетологи считают, что некоторое время после формирования Солнечной астероиды летали по ней довольно хаотично и время от времени сталкивались между собой, разбивая друг друга на более мелкие осколки. Зачастую эти фрагменты разлетались в разные стороны, однако в некоторых случаях они продолжали двигаться примерно по одной и той же орбите — именно так появилась большая часть так называемых семейств астероидов, большая полуось, эксцентриситет и наклонение орбиты которых совпадает.

Вероятно, что Земля и другие три планеты в ее внутренней части родились в результате столкновения каменистых протопланетных тел, которые были полностью лишены воды из-за того, что свет молодого Солнца разрушил или испарил все запасы льда в "теплой" части протопланетного диска, простирающейся фактически до текущей орбиты Юпитера.

По этой причине ученые сегодня наиболее активно дискутируют о двух взаимосвязанных вещах — о том, когда и куда исчезла эта "первичная" вода, и о том, откуда вода впоследствии взялась на Земле, Марсе и, предположительно, Венере. И на тот, и на другой вопрос пока нет однозначных ответов, хотя ученые активно пытаются разрешить их, изучая состав самых холодных и далеких комет и древних метеоритов.

Ответы на все эти вопросы, как обнаружил Делбо, могут скрываться гораздо ближе, в главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Он представляет собой набор из нескольких миллионов обломков, возникших в результате столкновения протопланетных тел и последующих "космических ДТП".

Возраст некоторых астероидных семейств, о которых было известно ранее, оценивается в три миллиарда лет, однако обнаруженная специалистами недавно группа небесных тел, судя по всему, сформировалась значительно раньше, и с тех пор осталась "нетронутой". О том, что это так, свидетельствует, в частности, построенная специалистами компьютерная модель.

Самым большим из астероидов, входящих в выявленное семейство, учёные считают 282 Клоринда, открытый 28 января 1889 года французским астрономом Огюстом Шарлуа, однако исследователи не исключают, что в "семью" могут входить и другие сравнительно крупные объекты.

Изучение древнейших астероидов, состоящих из первичного вещества Солнечной системы, по мнению исследователей, поможет ответить на вопросы, касающиеся её ранней истории — в том числе, на вопрос, почему именно на Земле, из всех планет земной группы, до сих пор сохраняется жидкая вода, в то время как на других планетах её нет.

Новое исследование было опубликовано в журнале Science.