"Увидеть" распространение метастазов по телу смогли японские ученые

Сделав организм мыши совершенно прозрачным для света, биологи из Японии впервые смогли проследить за распространением метастазов рака по ее телу.

В статье, опубликованной в журнале Cell Reports, ученые из университета Токио, поделились своими наблюдениями. По их словам, большая часть метастазирующих раковых клеток гибнет во время путешествия к кровеносным сосудам.

При этом лучше всего выживают те из них, которые содержат в себе молекулы белка бета-TGF, связанного с ростом стволовых клеток.

Японские ученые смогли создать новый способ "обесцвечивания" тканей, не повреждающий светящихся молекул, которые могли быть введены в организм или в часть его клеток еще до начала этой процедуры.

Как и все остальные приемы такого рода, эта процедура предполагает погружение тела животного в специальный коктейль из химических веществ, удаляющих их из клеток сахара и жиры и заменяющий их на "прозрачные" молекулы.

Биологи поменяли ДНК раковых клеток таким образом, чтобы при облучении инфракрасным лазером они начинали светиться красным светом. Это помогло отличить их от здоровых тканей. Теперь исследователи смогли найти все метастазы в организме мышей и в буквальном смысле подсчитать число раковых клеток, "сбежавших" из опухоли, после того, как они "обесцветили" тела грызунов.

Таким образом ученые смогли получить фотографии и видеозаписи того, как распространяются метастазы самых разных раковых опухолей — рака мозга, рака поджелудочной железы, легких и еще шести других видов злокачественных новообразований.

Кроме этого, японские исследователи проверили, какие гормоны и сигнальные молекулы могут способствовать росту метастаз, вырастив еще несколько опухолей в организме мышей. В раковые клетки ученые вводили большие количества разных белков и других химических сигналов.

Выяснилось, что на скорость распространения метастазов и вероятность их выживания влиял белок бета-TGF. Дальнейшие эксперименты с "обесцвеченными" мышами помогут понять, какие другие вещества могут останавливать или ускорять рост раковых клеток.

Все это позволит медикам вплотную приблизиться созданию действенных способов борьбы с распространением раковых клеток по организму.