Раннее старение провоцирует недостаток сна в детстве

Низкая продолжительность жизни, а также ускоренное старение клеток на генетическом уровне — это последствие недосыпания в детстве. Можно ли этот процессы обратить вспять — ученые пока не знают.

В статье, опубликованной в издании Journal of Pediatrics исследователи из Принстонского университета США советуют родителям и их детям лучше следовать рекомендациям врачей и спать по 9-11 часов в день.

Недавно ученые выяснили, что длина теломер, защищающих ДНК от повреждений, и их состояние могут меняться не только с возрастом, но и в результате различных процессов в организме, связанных с депрессией, бедностью и стрессом.

К примеру, к аномально быстрому сокращению длины теломер и их ускоренному старению ведет большое количество оксидантов и других агрессивных молекул в клетках.

Исследователи из Принстонского университета обнаружили еще один фактор, который приводит к сокращению теломер. Произошло это во время наблюдений за устройством хромосом и поведением свыше полутора тысяч семейных пар и их детей с 1998 года по сегодняшний день.

Во время эксперимента родителей регулярно опрашивали о том, как долго спят их дети, и периодически брали у них пробы крови и замеряли длину теломер в клетках детей.

Оказалось, что между плохим сном и длиной теломер существовала вполне определенная связь. Спавшие около 7-8 часов дети имели более короткие теломеры, чем их сверстники, которые не нарушали распорядок дня.

Ученые сделали вывод, что каждый час недосыпа ведет к сокращению теломер на 1,5%, что сопоставимо с сокращением концевых участков хромосом из-за стресса, воспитания в неполной семье, депрессии и других социальных факторов.

При этом сокращения длины теломер не провоцировали каких-то заболеваний у детей, которые отличали бы их от ровесников. Механизм этого явления ученым пока не понятен. Но найти ответы на свои вопросы исследователи надеются в ходе дальнейших экспериментов.