Листья являются поставщиком "веселящего газа" в атмосферу Земли

Ученые США нашли главного поставщика "веселящего газа" — закиси азота — в атмосферу Земли. Это разлагающиеся в почве листья, сообщает Nature Geoscience.

Закись азота является сильнейшим парниковым газом, однако все попытки подсчитать его количество и предсказать, как много его выделяется, проваливались из-за гигантского разброса в замерах по его концентрации в воздухе. Это мешает Межправительственной группе экспертов по изменению климата приступить к обсуждению возможности ограничить его выбросы, пишут авторы исследования.

Закись азота — один из самых опасных газов для стабильности климата Земли. Он влияет на климат примерно в 300 раз сильнее, чем углекислота, что делает его одной из главных движущих сил глобального потепления, несмотря на малое количество в атмосфере.

Ученые нашли основного природного "производителя" закиси азота и поняли, почему его концентрация может резко различаться даже для соседних участков почвы, наблюдая за тем, что происходит при разложении биомассы в грунте.

Как показали эти эксперименты, для формирования "веселящего газа" нужно два компонента — листья растений и некоторое количество воды, впитывающейся в большом количестве гниющей растительностью. Свойства почвы, по словам экологов, определяли только скорость разложения листвы и общую массу парникового газа, но не сам факт того, что она производила закись азота.

Подобное открытие, продолжают исследователи, заметно упрощает жизнь климатологам и позволяет определить, как много закиси азота производит природа, а какая ее доля приходится на человека. Уже сейчас, с другой стороны, становится ясно, что практика закапывания листьев во влажную почву может не всегда быть полезной для климата и природы, как считали люди раньше.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что в изменении климата виноваты не только люди — обычные земляные черви также вносят свой существенный вклад в глобальное потепление. И, по прогнозам ученых, в ближайшие несколько десятилетий популяция червей будет переживать настоящий бум.

Около 20 процентов мировых выбросов углекислого газа и две трети выбросов закиси азота обеспечивает почва. Черви выступают как инженеры этой экосистемы — роя ходы, они делают структуру почвы более пористой и взаимодействуют с микробами, которые вырабатывают углекислый газ.

Наличие беспозвоночных в почве напрямую связано с количеством диоксида углерода в ней и с тем, сколько уходит в атмосферу. Закись азота же вырабатывают бактерии, живущие в кишечнике червей. Причем вырабатывают настолько активно, что в местах обитания червей концентрация закиси азота втрое выше, чем там, где их нет.