ЭКСПЕРТ – о том, можно ли фоторобот преступника составить по одному лишь волосу

Американские криминалисты и химики разработали уникальную методику. По их словам, она помогает узнать важные вещи о преступнике всего по одному волосу!

В частности, речь идет о примерном весе злоумышленника, его возрасте, поле — и даже диете и некоторых привычках.

На встрече Американского химического общества в Сан-Франциско Глен Джексон из Университета Западной Виргинии в Моргантауне рассказал следующее: "Кем вы являетесь, где вы были, что вы едите, какие лекарства или наркотики вы принимаете — все это отражается в ваших волосах. В зависимости от того, какие вопросы мы перед собой ставим, мы можем раскрыть поразительные вещи о жизни и привычках человека, просто проанализировав состав его волос".

При этом химики изучали диету обычных мух-падальщиц, которая влияет на химический состав их панциря. Выяснилось, что хитиновые панцири мух, питавшихся гниющим мясом, обладали заметно разным химическим и изотопным составом. Анализ содержимого человеческих волос может помочь раскрыть важные детали из жизни преступников, заключили эксперты.

Подопытными стали 20 женщин-добровольцев из Иордании. Ученые растворили их волосы в кислоте, определили доли 25 разных изотопов. Затем ученые провели аналогичный эксперимент в США: в нем уже участвовали мужчины.

В итоге специалистам удалось определить вес и степень ожирения женщин и мужчин в 80% случаев, а их пол — в 90% случаев. Они уверяют, что по волосам можно узнать, какую еду любит человек, выяснить его возраст и другие привычки. Эти данные можно использовать в "преступной сфере", чтобы в сузить круг подозреваемых. Методика в настоящий момент адаптируется для использования профессиональными криминалистами. Причем данный метод отличается от простого ДНК-анализа. Уникальный подход позволяет различать даже близнецов.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к эксперту-биологу Центра криминалистических экспертиз, Центра генетических исследований Ольге Петренко.

— Насколько правдоподобна информация об уникальном методе "вычисления преступников", как вы считаете? Есть ли смысл проводить такие исследования?

— Получение определенной информации после исследования волос — это действительно реальность. Этим занимаются не только в Штатах, но и в других государствах — в том числе и в России. В Советском Союзе тоже были подобные эксперименты. Правда, очень сомнительно, что такие сложные выводы ученые делают только по одному волосу. Если у них есть такое оборудование, то они из одной луковицы могут вытянуть всю информацию. Но а если луковиц нет, то ДНК не выделишь вообще.

Объясню: ДНК можно делать по волосам, но нужны волосы с луковицами от трех штук — от одного человека. В этом случае можно легко установить генотип. Можно определить, мужчина это или женщина, блондин или брюнет, какой длины волос, славянская или азиатская природа — и так далее. Но у нас-то сейчас и парней много с длинными волосами! Всё остальное — рост, вес — это полная ерунда и выдумки.

Вероятно, слова химиков или неверно истолковали, или поднимается дополнительный шум, специально делаются сенсационные заявления. Цель может быть одна: привлечь инвестиции.

— А лекарства тоже можно определить таким способом?

— Не знаю, смотря какие эксперты. Может, они смотрят и на лекарства — к примеру, опиум. Может быть, человек сидел на очень сильных обезболивающих. Думаю, что можно определить не все лекарства, а самые известные.

— В России делают по волосу тест ДНК?

— Да, смотрят волос — светлый, темный, крашеный, натуральный. Причем это можно сделать чисто визуально. Если волосы крашеные, у корня видно, какая зона роста; длинный — недлинный, азиатская структура — славянская. Так, азиатские более толстые. Все делается под микроскопом, ничего сложного. Если седой волос — понятно, что он не может быть от младенца.

— Точный возраст реально узнать?

— Возраст — да. Но с учетом — плюс-минус 20 лет. Все примерно.

— А что насчет диеты?

— Это уже точно ерунда. Чем питался, может быть. Но человек же не ест одно и то же каждый день. И смысл? Питался овощами, фруктами, мясом, рыбой. И что из этого? Все так питаются. Что это даст? Как это может помочь в поимке преступника?

— А наркотики? Можно узнать по волосу, принимал или нет?

Относительно определения наркотиков и других фармпрепаратов — это правда. Но одного волоса маловато для теста на наркотики. Может, у них есть универсальная библиотека, где они сравнивают, и им сразу выдаются совпадения. Но должна быть хотя бы прядь волос. Опять же есть еще и вопрос времени. Так, раньше говорили, что марихуана и гашиш держатся в течение 40 дней именно в волосах. Потом появилась еще одна версия — пока волос не отрастет. То есть точных данных нет. Есть противоречивая информация.

Конечно, если удастся получить информацию о наркозависимости преступника — это плюс для следствия. Если злоумышленник просто "траву" курил, то таких трудно определить: подобных полно гуляет. Никто не знает, что употребляет тот или иной человек. Ну, допустим, узнали — и что? Будут каждого останавливать и проверять его? Есть много спорных вопросов. Не думаю, что это сенсационное открытие американских химиков. Может быть, вовсе не открытие.