Американский Spirit на Марсе: мы здесь хорошо поездим

С момента своей посадки на Марс, произошедшего приблизительно в 7.30 вечера в воскресенье, американский марсоход Spirit успел передать на Землю более 60 изображений окружающей его местности.

Пока переданные марсоходом изображения были черно-белыми и имели не слишком высокое пространственное разрешение. Первые цветные изображения могут поступить уже сегодня. Потребуется от 9 до 10 дней, чтобы подготовить марсоход к сходу с платформы посадочного модуля, на которой он пока стоит, передает "Полит.Ру".

На месте кратера Гусева, где находится Spirit, по мнению ученых, когда-то было озеро, и оставшиеся отложения помогут решить загадку исчезнувшей на планете воды, что является главной задачей экспедиции Spirit. Возможно, попутно удастся выяснить и некоторые вопросы, касающиеся существования жизни на Марсе.

Площадка, где приземлился аппарат, исключительно удачная для исследований, считают в NASA. "Место, как на заказ. Мы вообще-то строили марсоход для преодоления крупных препятствий, а здесь очень ровная поверхность. Камни, которые встречаются, не такие большие и, я думаю, мы здесь хорошо поездим в следующие недели и месяцы", — радуется специалист NASA Стив Скваэрс.

Spirit оснащен всей необходимой техникой. Через девять суток, после подзарядки солнечных батарей, аппарат приступит к исследованию поверхности кратера. Снимки, переданные на Землю, сделаны панорамной камерой на высокой штанге. Фотографии — очень высокого качества. На кадрах видны пустынные окрестности кратера Гусева, детали космического аппарата и четкая линия горизонта.

Теперь американцы надеются отыскать на Красной планете следы воды. В кратере Гусева, по мнению ученых, когда-то было озеро. Оставшиеся отложения должны помочь решить загадку исчезнувшей влаги.

Достижение обошлось американцам в 820 миллионов долларов. Если всё пойдет по плану, то в конце января к Spirit присоединится еще один зонд. Он должен сесть на другой стороне Красной планеты. Миссия рассчитана на 90 дней, передают "Вести.Ру".

Аппарат Spirit — первый из двух шестиколесных американских роботов-марсоходов. Его стоимость составляет около $300 млн. 10 июня 2003 года он стартовал с космодрома на мысе Канаверал при помощи ракеты-носителя Boeing Delta II. Месяцем позже, 8 июля 2003 года, к красной планете стартовал еще один аппарат — марсоход Opportunity. Его планируется посадить 25 января. Этот зонд является близнецом аппарата Spirit как технически, так и в плане целей миссии. Единственное его отличие заключается в том, что марсоход Opportunity совершит посадку в другом районе, сообщает "Газета.Ру".

В настоящее время специалисты анализируют полученные фотографии и определяют, насколько безопасен будет съезд марсохода с платформы на поверхность Марса, сообщает ИТАР-ТАСС. Некоторое беспокойство вызвал видимый на одной из фотографий достаточно крупный темный объект, но потом специалисты решили, что это, скорее всего, фрагмент одного из надувных амортизирующих мешков, и серьезных проблем он создать не должен.

По оценкам ученых, Spirit совершил посадку в районе, совершенно не похожем на места посадок предыдущих американских аппаратов — двух Viking в 1976 году и аппарата Mars Pathfinder с марсоходом Sojouner в 1997 году, покоящимся сейчас где-то в песках Марса.

В отличие от европейского зонда "Бигль-2", который пока так и не вышел на связь с Землей, американские марсоходы искать следы собственно жизни на Красной планете не будут. Их задача — составить карту распространения воды. То, что удастся обнаружить марсоходам, станет основой для будущих экспедиций.

Европейский межпланетный модуль Mars Express, выведенный на ареоцентрическую орбиту 25 декабря 2003 года, продолжает поиск исследовательского зонда Beagle-2 Еропейского космического агентства (ЕКА), который должен был 25 декабря совершить посадку на Марс, но так и не передал сигнал о ее успешном завершении в ЦУП Дармштадта (Германия).

По материалам интернет-СМИ

В субботу первый заместитель министра иностранных дел России Владимир Титов подтвердил в Москве журналистам приятную новость: в конце текущего года ожидается визит в столицу России главы МИД Великобритании Бориса Джонсона.

К визиту главы МИД Великобритании в РФ: почему  Лондон размораживает диалог с Москвой?