Астрономы раскрыли глубинную тайну Цереры

Сконструировать модель внутреннего строения карликовой планеты Церера смогли ученые из Франции, Германии и США на основании данных, полученных зондом Dawn.  Результаты исследований опубликовал журнал Nature.

По данным ученых, внутри Цереры находится большое ядро, имеющее каменистую природу и состоящее из хондритов (наиболее распространенная подгруппа в классификации метеоритов). Его плотность составляет 2,46-2,90 тыс. кг на 1 куб. м. Покрыто ядро оболочкой из смеси летучих соединений с более плотными материалами толщиной 70-190 км и плотностью 1,68-1,95 тыс. кг на 1 куб. м.

Исследователи также отмечают, что эволюция Цереры, вероятнее всего, происходила более сложным путем, нежели эволюция других астероидов в поясе, в частности, Весты.

В 2007 году для исследования Цереры был запущен зонд Dawn. Аппарат достиг астероида Весты в 2011 году, в 2012 году покинул ее и отправился к Церере, к которой прибыл в марте 2015 года.

Планета Церера, названная в честь  римской богини плодородия, была открыта итальянским астрономом Джузеппе Пиацци 1 января 1801 года. Имея диаметр 950 километров, она стала крупнейшим объектом в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Позднее Церера была классифицирована как астероид, а в августе 2006 года на ассамблее Международного астрономического союза она была отнесена к карликовым планетам.

Напомним, как сообщала Правда.Ру, космическая станция Dawn с помощью гамма-спектрометра и нейтронного детектора обнаружила на Церере три мощных вспышки излучения неизвестного происхождения.

Исследователи предположили, что вспышки возникают в результате взаимодействия поверхности Цереры с солнечной радиацией. Но это лишь одна из возможных версий. "Это очень неожиданное наблюдение, для которого мы проверяем гипотезы", - прокомментировал Крис Рассел, ответственный за миссию Dawn в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Но это не единственная загадка, с которой довелось столкнуться Dawn. В частности, ученые заинтересовались формой кратеров на поверхности планеты. Дело в том, что они не являются, в отличие от кратеров соседки Цереры - Весты, идеально ровными "выемками", а представляют собой неправильные структуры с неровными краями, напоминающие геологические образования на Рее - ледяном спутнике Сатурна. Возможно, эти особенности рельефа свидетельствуют о происходящих в недрах планеты геологических процессах. Многие из кратеров имеют явно вулканическое происхождение, а некоторые из них являются действующими.

Планета-карлик Церера